Вестник Мурмана. 1924, № 5.
Ич 5 (57). У' Р А Н Л. Кобг Мурманское экспортное хлебное направление. Хлебо-экснорт, всегда являвшейся важнейшим фак тором благополучия России, сейчас, поскольку мы становимся на поги, принимает такое лицо, если по смотреть в которое, то можно Сказать, что СССР прочно идет к восстановлению своего хозяйства- Страна с преобладанием крестьянского населения нуждается прежде всего в укреилепин хозяйства послед него, в создании таких условий, чтобы на хлеб крестьянина была установлена та цена, которая обеспечила бы ему нормальное удовлетворение нужд своего обихода. Сейчас дело сводится к смыканию ножниц, т. е. к поднятию цен на хлеб при одновременном пониже нии —па продукцию промышленности. Развивающийся хлебо-экспорт СССР, пропущенный через аппарат государственной хлебной инспекции, га- раптирующий хорошее качество хлеба, поступающего па внешний рынок, создает прочный спрос на хлеб, который в конце концов стабилизирует нормальную цепу его. Импорт, регулируемый опять-таки органами госу дарства, даст нашей промышленности необходимое ей заграничное сырье, машины и, в свою очередь, понизит цены па продукцию. Как в том, так и в другом случае существенно необходимо, чтобы эти товарные грузовые потоки шли в обратных направлениях по одному и тому же пути. Данное обстоятельство чрезвычайно облегчает и удеше вляет экспортно-импортную работу. Таким облегчающим и удешевляющим пашу экспортно- импортную работу фактором и является повое для СССР товарное направление через единственно незамерзающий порт— Мурманск. Обращаясь к прошлому, мы видим, что большнпство уходящего за границу хлеба шло через южные порты, необеспеченные оборотными грузами, вследствие чего высокие южные фрахты давили на цену хлеба. Другая конъюнктура наблюдалась в западном направлении. Здесь уравновешенный в обе стороны морской грузооборот обеспечивал нормальные фрахты нашей вывозной торговле. Поэтому ближайшая задача юга была—или всемерно развить импорт, или же улучшением портовых условий снижать фрахты, и в некотором отношении надо было признать естественным явлением, что хлеб наш стре мился па западную границу. Так. хлеб центрально-земледельческого района, равно отстоящий от юга и запада, и даже с больших рас стоянии шел на западные порты. Ы только дешевый южный хлеб с коротких расстояний массами шел на юг. Мурманское направление, после того, как мы лиши лись деятельных наших ближайших портов— Ревеля, Риги, Биндавы, Либавы, при наличии одного замерзаю щего порта— Ленинграда, должно сыграть выдающуюся роль в пашей хлебной торговле, так как здесь имеются л еще в большем размере все те элементы, которые тянули наш хлеб, с большею выгодою для экспортера, на запад. Незамерзаемость порта, достаточная глубина его для входа больших океанских судов, сравнительная с Ленин градом близость к портам Англии, как, напр., к Ливер пулю, и Америки —к Нью-Йорку— говорят за то, что работа его может протекать в совершенно удобных усло виях, при наличии достаточных обратных грузов, сле довательно, при дешевых фрахтах. Б этих видах существующий жел.-дор. тариф так и построен, что импортеры, пользуясь значительными скидками как но жел.-дор. тарифу, так и таможенному— выгодно для себя везут в СССР через Мурманск хлопок, рис, сахар, химическую продукцию и могут вести целый ряд разнообразных товаров, предусмотренных льготным таможенным тарифом. Значительным понижением---скидка с25°/0 —тарифа на хлеб в вывозном направлении через Мурманск дорога обеспечивает экспортеру выгодную перевозку хлеба именно еще и потому, что в Мурманске при наличии развиваю щегося импорта обеспечивается хлебу дешевый обратный тоннаж. Большим напряжением дороги достигнуто то, что портовые расходы на 1— 2 коп. даже дешевле Ленин градских. Г» то время, как в последнем погрузочно-раз грузочные работы обходятся в С— 7 к. с нуда, Мур манская жел. дорога по своим договорим гарантирует отправителю, принятием на себя всей процедуры но доставке хлеба франко борт парохода, этот расход в 6 коп. И вот, если в начале хлебо экспортной кампании о Мурманском направлении как то не говорили, сейчас направлепне это принимает реальное значение. Везут пз-за границы хлопок и другие грузы, а обратно грузят хлеб. Те перебои, которые, может быть, всегда встречаются в новом деле, я еляются показателем исключительно того, что дело это не достаточно еще налажено, что у экспор теров нет еще точна выработанного графика, плана. Получается обычная картина для нашего времени. Транс порт готов и ждет грузов. Так, Мурманская жел. дорога доказала, что опа может перевозить свои пмпортпые грузы с рекордною скоростью: Мурманск— Чудово 3 — 4 дня. Хлеб может доставляться с такою же скоростью, при условии отправки его отдельными маршрутами. Сейчас, па основании Постановления Особой Полномоч ной Комиссии ОТО от 2 января 1924 г., мы имеем заявление, что экспорт хлеба через Мурманск вполне обеспечивается тоннажем для ближайшей перевозки на январь и февраль. Надо надеяться, что в дальнейшем будут и грузы и тоннаж. Дело в плане, системе и согласованности. Мурман ское же направление, повышая цепу на хлеб нашему крестьянину, вместе с тем способствует и снижению цепы продукции обрабатывающей промышленности. Л . Вяземский^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz