Вестник Мурмана. 1924, № 5.

Ич 5 (57). У' Р А Н Л. Кобг Мурманское экспортное хлебное направление. Хлебо-экснорт, всегда являвшейся важнейшим фак­ тором благополучия России, сейчас, поскольку мы становимся на поги, принимает такое лицо, если по­ смотреть в которое, то можно Сказать, что СССР прочно идет к восстановлению своего хозяйства- Страна с преобладанием крестьянского населения нуждается прежде всего в укреилепин хозяйства послед­ него, в создании таких условий, чтобы на хлеб крестьянина была установлена та цена, которая обеспечила бы ему нормальное удовлетворение нужд своего обихода. Сейчас дело сводится к смыканию ножниц, т. е. к поднятию цен на хлеб при одновременном пониже­ нии —па продукцию промышленности. Развивающийся хлебо-экспорт СССР, пропущенный через аппарат государственной хлебной инспекции, га- раптирующий хорошее качество хлеба, поступающего па внешний рынок, создает прочный спрос на хлеб, который в конце концов стабилизирует нормальную цепу его. Импорт, регулируемый опять-таки органами госу­ дарства, даст нашей промышленности необходимое ей заграничное сырье, машины и, в свою очередь, понизит цены па продукцию. Как в том, так и в другом случае существенно необходимо, чтобы эти товарные грузовые потоки шли в обратных направлениях по одному и тому же пути. Данное обстоятельство чрезвычайно облегчает и удеше­ вляет экспортно-импортную работу. Таким облегчающим и удешевляющим пашу экспортно- импортную работу фактором и является повое для СССР товарное направление через единственно незамерзающий порт— Мурманск. Обращаясь к прошлому, мы видим, что большнпство уходящего за границу хлеба шло через южные порты, необеспеченные оборотными грузами, вследствие чего высокие южные фрахты давили на цену хлеба. Другая конъюнктура наблюдалась в западном направлении. Здесь уравновешенный в обе стороны морской грузооборот обеспечивал нормальные фрахты нашей вывозной торговле. Поэтому ближайшая задача юга была—или всемерно развить импорт, или же улучшением портовых условий снижать фрахты, и в некотором отношении надо было признать естественным явлением, что хлеб наш стре­ мился па западную границу. Так. хлеб центрально-земледельческого района, равно отстоящий от юга и запада, и даже с больших рас­ стоянии шел на западные порты. Ы только дешевый южный хлеб с коротких расстояний массами шел на юг. Мурманское направление, после того, как мы лиши­ лись деятельных наших ближайших портов— Ревеля, Риги, Биндавы, Либавы, при наличии одного замерзаю­ щего порта— Ленинграда, должно сыграть выдающуюся роль в пашей хлебной торговле, так как здесь имеются л еще в большем размере все те элементы, которые тянули наш хлеб, с большею выгодою для экспортера, на запад. Незамерзаемость порта, достаточная глубина его для входа больших океанских судов, сравнительная с Ленин­ градом близость к портам Англии, как, напр., к Ливер­ пулю, и Америки —к Нью-Йорку— говорят за то, что работа его может протекать в совершенно удобных усло­ виях, при наличии достаточных обратных грузов, сле­ довательно, при дешевых фрахтах. Б этих видах существующий жел.-дор. тариф так и построен, что импортеры, пользуясь значительными скидками как но жел.-дор. тарифу, так и таможенному— выгодно для себя везут в СССР через Мурманск хлопок, рис, сахар, химическую продукцию и могут вести целый ряд разнообразных товаров, предусмотренных льготным таможенным тарифом. Значительным понижением---скидка с25°/0 —тарифа на хлеб в вывозном направлении через Мурманск дорога обеспечивает экспортеру выгодную перевозку хлеба именно еще и потому, что в Мурманске при наличии развиваю­ щегося импорта обеспечивается хлебу дешевый обратный тоннаж. Большим напряжением дороги достигнуто то, что портовые расходы на 1— 2 коп. даже дешевле Ленин­ градских. Г» то время, как в последнем погрузочно-раз­ грузочные работы обходятся в С— 7 к. с нуда, Мур­ манская жел. дорога по своим договорим гарантирует отправителю, принятием на себя всей процедуры но доставке хлеба франко борт парохода, этот расход в 6 коп. И вот, если в начале хлебо экспортной кампании о Мурманском направлении как то не говорили, сейчас направлепне это принимает реальное значение. Везут пз-за границы хлопок и другие грузы, а обратно грузят хлеб. Те перебои, которые, может быть, всегда встречаются в новом деле, я еляются показателем исключительно того, что дело это не достаточно еще налажено, что у экспор­ теров нет еще точна выработанного графика, плана. Получается обычная картина для нашего времени. Транс­ порт готов и ждет грузов. Так, Мурманская жел. дорога доказала, что опа может перевозить свои пмпортпые грузы с рекордною скоростью: Мурманск— Чудово 3 — 4 дня. Хлеб может доставляться с такою же скоростью, при условии отправки его отдельными маршрутами. Сейчас, па основании Постановления Особой Полномоч­ ной Комиссии ОТО от 2 января 1924 г., мы имеем заявление, что экспорт хлеба через Мурманск вполне обеспечивается тоннажем для ближайшей перевозки на январь и февраль. Надо надеяться, что в дальнейшем будут и грузы и тоннаж. Дело в плане, системе и согласованности. Мурман­ ское же направление, повышая цепу на хлеб нашему крестьянину, вместе с тем способствует и снижению цепы продукции обрабатывающей промышленности. Л . Вяземский^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz