Вестник Мурмана. 1924, № 4.
18 В Е С Т критическом положении, е виду непоступления своевре менно этих взносов. Задолженность дороги доходила до 100 тыс. рублей золотом. За последнее время эта задол женность по постоянной рабочей силе ликвидирована. Имеется теперь незначительная задолженность. В общем поступления взносов происходят регулярно. Имеется еще спор по части страхования временных рабочих. Дор- профсож в этом вопросе принял активное участие, чтобы его разрешить. Наша работа в области кооперации. Здесь тоже кон статируем, что оказываем всякую поддержку, где только можно не только словом, по порой ц делом. Поддержка делом выражается в том, что часть средств помещаем на текущие счета в ТПО, где имеем, примерно, до 10 тыс. золотом, которые поетоянпо находятся в их пользовании и которые естественно иснользовываются на приобре тение продуктов, направляемых для рабочих и служащих. В особенности это важпо сейчас, когда мы поставила перед пашей транспорт) й кооперацией две задачи, которые она в ближайшее время должна разрешить. Первая задача ^индивидуальное кредитование (кредито вать рабочих и служащих до получки). Мы проводили частью кредитование через Губкрофсовет, но оло пе было значительно. Теперь мы думаем, что паша коопе рация сумеет провести это мероприятие, поскольку она более окрепла, перешла па мпоголавку, большими, вслед ствие этого, располагает оборотными средствами и может лучше построить снабжение. Мы думаем это кредитова ние провести, для чего придется помочь деньгами, авто ритетом и всем, чем может располагать Дорожный Комитет. Принципиально этот вопрос разрешен с Пра влением дороги, которое обещало оказать реальную помощь, так как требуется создание специального фонда. Вторая задача—организация рабочих столовых, ко нечно, не столовых по типу 18—20 года, но столовых, построенных хорошо, в которых рабочие могли бы по лучить хороший сытный обед за недорогую плату. Надо сказать, эти столовыя получила широкое распространение. На всех крупнейших заводах организованы эти столовыя. Если эти столовыя играют немалую роль здесь, то это осо бенно важно в нашей северной части дороги, где рабочий живет в плохих жилшцпых условиях, где часто люди сгорают от того, что затапливают печь и, где, несо мненно, хорошо поставленная столовая разгрузит работ ниц, даст возможность привлечь на культурно-просве тительную работу и может служить преддверием для втя гивания в пес. Вот две задачи нашей транспортной кооперации, по намеченному Дорожным Комитетом решению. В этой области Правление дороги пойдет навстречу: предоставит помещения, даст бесплатно топливо, чтобы снизить °/о накладных расходов и дать дешевый и сытный обед. Я должен еще остановиться па культурно-просве тительной работе. Подробно пе буду останавливаться. Здесь уже т. Ланьер указывал на значение культурно- просветительной работы. Да, я думаю, что мне здесь в Звапке вряд ли особенно подробно надо говорить о зна чении культурно-просветительной деятельности. Если я буду говорить о задачах культурно-просветительной ра боты, то в большей степени буду говорить тем товари щам, которые присутствуют здесь и которые ведут эту работу в северной части дороги, поскольку мы конста Н И К N° 4 (56). тируем, что в Звапке Учкпрофсож подошел к этой работе весьма основательно и прочно. Правда, здесь наиболее благоприятные к этому условия, а на севере значительно хуже. Но что мы имеем в этой области? Имеем всего 19 клубов по дороге, из коих 8 находятся па само снабжении, а остальные содержатся за счет средств культ-фонда. Попятно, если говорим—клуб, то это, ко нечно, в отношении тех зданий, па которые наклеиваем ярлык „клуб*. Их очень мало, по на безрыбье и рак рыба и нрпходится в этих помещениях разворачивать работу. Во всех клубах имеем 66 кружков, в которых занимаются 1.559 чел. Имеем некоторые достижения» Если раньше имели несколько больше кружков—69, но количественно участников в пих было 1.185 чел., то сейчас заметен прирост. Таким образом, мы видим, что до 1 4 - 1 5 % членов Союза втянули в кружковую работу. Мы считаем это значительным достижением. Понятпо, это не дает основания па этом успокоиться, по доказывает, что мы правильно подошли к постановке этой работы, так как успех ее зависит от планомерной постановки, от подбора хороших руководителей и так далее. Мы несколько подсократились с нашими клубами, но это было сделано исключительно из принципа целесообраз ности, например, вследствие сокращения рабочей силы па участках, перегруппировки рабочих, как было на ст. Надвойцы п других, где клубы теряют уже свое зпачепие вследствие этого. Наше библиотечное дело в таком положении: имеем 22 библиотеки и 2 вагоиа-бпблиотеіш. Всего имеем 46 тыс. томов литературы. Читателей имеемвсего 2.400 чел. По части книг ми выросли: к моменту Дорожного Съезда было 43 тыс. книг в наших библиотеках, а сейчас имеем 46 тыс., но все-таки подбор кпиг оставляет желать много лучшего, так как имеется много старой литературы, много литературы вредной (божественной, хиромаитической спиритической и проч.), которую надо изъять, по сейчас в условиях НЭП‘а требуются большие средства, чтобы библиотеки заполнить книгами. Во всяком случае, имея некоторый фопд, должны будем эту работу поставить. Должеп сказать, что мы на эту работу не обра щали должного внимания, пока не разгрузились от соцво- совской работы. Сейчас эту работу мы ставили во главу угла, подсчитали паши ресурсы и будем стремиться, чтобы дело клубное и библиотечное поставить на должную высоту. В области ликвидации неграмотности —мы имеем сейчас 28 группы, в которых обучается 375 чел., имеем 3 школы—малограмотных, в которых обучается 70 чел., школы повышенного типа, в которых 90 чел. Надо сказать, что эти школы повышенного тина, особенно в Петрозаводске дают очень положительные результаты и втягивают в свои степы многих, желающих обучаться. Надо на эту работу обратить большее внимание и уси лить сеть этих школ путем развертывания. Лекционная работа велась слабо. Это надо конста тировать, не закрывая глаз. Это объясняется тем, что пет подходящего кадра лиц из местных работаиков и в наших территориальных организациях, по которым проходит дорога. Направлялись работники из Петрограда, но это удается для южной части, а не для северной, так как не хотят ехать. Во всяком случае мы решили наладить лекционную работу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz