Вестник Мурмана. 1924, № 4.

Ѣ 4 (56). М У Р М А Н А. 11 дов с тем, чтобы оставить маленькую трубочку, по ко- торой будут течь расходы,—и па расширении доходов. У пас получится какая-то жидкость в виде осадка,—это и будут оборотные средства, располагать которыми можно будет только тогда, когда они фактически будут. Для пас стало совершенно ясным, что колонизация будет идти медлеппо, потому что она требует денег Можно говорить о работе дороги в южной части, т. е. говорить о значительном грузообороте в отношении дров, в отношени севера—она безнадежна. ^ Однако, за лето путь был настолько отремонтирован, что мы от Мурманска до Чудова возим 4 дпя. В области экспорта леса мы имеем следующую картину: Северолес имеет в настоящее время несколько сот тысяч штандартов, и не вывозит потому что буржуазия Западной Европы не очень торопится строить, потому что она боится революции. Это показывает, что она слаба. Факт тот, что, с одной стороны это отрадный симптом в смысле дви­ жения революции на Западе, а с другой стороны в об­ ласти развития нашего хозяйства это является некоторым тормазом. Это указывает, что нам падо перейти к во­ просу о движении строительного леса внутри страны,— пуститься с севера па юг. У нас есть Желрыба, которая, правда, рыбы еще не дала. Но все-таки мы достигли некоторых резуль­ татов: мы имеем цва парохода.— Кереть. Кемь и два судна. Нам удалось выяснить, что мы в Мурманске имеем громадпое преимущество, потому что пока вскроется Архангельск, мы можем в Мурманске ловить рыбу и быть первыми на рыпке и таким образом диктовать цепы. Если бы мы имели возможность быстро перевести эту рыбу, то мы могли бы направить ее первыми на Вологду, Вятку, Киев и т. д. Мурманскую селедку любят. Но мы еще не приспособлены и в этой области в отношении организации—неладно. Таким образом пока об этом говорить пе приходится. Нам падо было найти какое-то иное решение вопроса, падо было найти тот путь, по которому могло идти раз­ витие края, чтобы это было настолько правильной си­ стемой, которая не зависела бы от того, кто является Председателем Правления дороги. Один Председатель дороги проводит такую-то систему, затем придет другой и скажет: пет, это не годится. Повторяю, нам надо было найти такой путь, но которому можно было бы идти, независимо состава Правления. Какое бы Пра­ вление ни было, оно должно будет неуклонно пдтп но этому пути. Быть может некоторые из вас знакомы с моей брошюрой „Вторые Дарданеллы", где я, между прочим, указывал, что вся задача Мурманского края заключается it развития дороги и Порта. В зависимости от развития Порта будет развиваться и край. Тогда многие считали, что это—фантазия, как теперь многие считают фан­ тазией колонизацию, и что вообще ппчего пе вый­ дет,—никаких Дарданелл пе будет. Однако, Правление поставило превильное решепне вопроса, мы почти на­ чинаем это осуществлять,—во всяком случае начало есть. В этом году мы определенно поставили вопрос о том, что дорога должна возить. Перевозка импортных грузов показала, что они могут идти довольно быстро. Поэтому можно было поставить повый вопрос. Необходимо получить такой груз, который являлся бы постоянным. А таким грузом в России может быть, главным образом, хлеб, который издавна вывозился за грапицу. Если бы нам удалось получить несколько миллионов пудов хлеба, ко­ торые пойдут через Мурманск, а обратпо пойдут импорт­ ные грузы из-за границы, мы постепенно будем ввоз чужих стран уменьшать, а свой усиливать, то конечно, раз мы вывезем б миллионов пудов экспортного хлеба, а ввезем 4 миллиона пудов других грузов, то, получится разппца в 2 миллиона пудов, т. е. мы имеем 2 мил­ лиона порожняка, или иначе говоря воздуха. Вместо того, чтобы перевозить порожние вагоны— воздух, мы тарифы па главные продукты края—рыбу, лес и шпат понизим на 60%,. Конечно, цифра небывалая. Но какой смысл возить пустые вагоны хотя бы за 40°/о стоимости возить лес и рыбу и шпат. Тогда получится извест­ ный импульс для того, чтобы развивать разработку ле­ сов и ловлю рыбы, появится необходимость в развитии, как того так и другого. При таких условиях лес начнут вывозить, возникнут лесопильные заводы, а чем больше будет лесопильных заводов, то тем лучше, так как по­ лучится приток рабочей силы па эти заводы, а затем начнется оседание рабочей силы, другими словами, пой­ дет промышленная колонизация, а косвенно местами и частью с.-хозяйственная. В этой плоскости и надо было занятся решением вопроса. При первых попытках получить хлебные грузы выяснилось, что наш тариф значительно дороже Петро­ градского порта. Мы добились снижения на 25°/,,. Тем не менее все-таки выходпло, что через Петроградский Порт направлять дешевле. В целях урегулирования этого вопроса мы поехали в Мурманск и сказали, что нужно все расходы по Мурманскому Порту снизить на­ столько, чтобы сравнять с Петроградом. На месте нам удалось добиться разрешения этого вопроса при самом активном участии и всемерной помощи Мургубисполкома и Губпрофсовета и весь кадр безработных сможет быть использован на погрузочно-разгрузочных работах. Когда мы сказали, что будем возить дешевле, с нами стали разговаривать. В декабре мы получили около S00.000 пудов. В январе 1.250.000 пудов и, примерно, столько іке грузов идет обратно. История с грузами очень тяжелая. Все время приходилось и приходится встречаться с препятствиями. Заканчивая свой доклад, должен сказать, что пам весною необходимо стремиться улучшить полотно, чтобы паровозы серии Э ходили до Мурманска и чтобы, когда начнет работать Волховстрой, они ходили до Мурманска ибо с открытием Волховстроя значительно замрет грузовой поток дров на Питер, не иметь также жилищного кризиса, и тогда мы сможем требовать направления хлеба через Мурманск в значительно больших размерах. В отношении импорта, которым пас обидели, мы устроили так, что даем лишних 2— 3 дня, но при этом говорим, что падо платить чеки в Мурманске. И так мы добились двух направлений и с другой сто­ роны, получаем деньги, как на станции назначения с грузов, которые идут на север, по импорту—на ст. от­ правления. Это даст возможность дороге в ближайшее время стать бездефицитной, с тем, что она будет иметь деньги и сама себя окупить достраиваясь, чтобы стать доходной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz