Вестник Мурмана. 1924, № 4.
Ѣ 4 (56). М У Р М А Н А. 11 дов с тем, чтобы оставить маленькую трубочку, по ко- торой будут течь расходы,—и па расширении доходов. У пас получится какая-то жидкость в виде осадка,—это и будут оборотные средства, располагать которыми можно будет только тогда, когда они фактически будут. Для пас стало совершенно ясным, что колонизация будет идти медлеппо, потому что она требует денег Можно говорить о работе дороги в южной части, т. е. говорить о значительном грузообороте в отношении дров, в отношени севера—она безнадежна. ^ Однако, за лето путь был настолько отремонтирован, что мы от Мурманска до Чудова возим 4 дпя. В области экспорта леса мы имеем следующую картину: Северолес имеет в настоящее время несколько сот тысяч штандартов, и не вывозит потому что буржуазия Западной Европы не очень торопится строить, потому что она боится революции. Это показывает, что она слаба. Факт тот, что, с одной стороны это отрадный симптом в смысле дви жения революции на Западе, а с другой стороны в об ласти развития нашего хозяйства это является некоторым тормазом. Это указывает, что нам падо перейти к во просу о движении строительного леса внутри страны,— пуститься с севера па юг. У нас есть Желрыба, которая, правда, рыбы еще не дала. Но все-таки мы достигли некоторых резуль татов: мы имеем цва парохода.— Кереть. Кемь и два судна. Нам удалось выяснить, что мы в Мурманске имеем громадпое преимущество, потому что пока вскроется Архангельск, мы можем в Мурманске ловить рыбу и быть первыми на рыпке и таким образом диктовать цепы. Если бы мы имели возможность быстро перевести эту рыбу, то мы могли бы направить ее первыми на Вологду, Вятку, Киев и т. д. Мурманскую селедку любят. Но мы еще не приспособлены и в этой области в отношении организации—неладно. Таким образом пока об этом говорить пе приходится. Нам падо было найти какое-то иное решение вопроса, падо было найти тот путь, по которому могло идти раз витие края, чтобы это было настолько правильной си стемой, которая не зависела бы от того, кто является Председателем Правления дороги. Один Председатель дороги проводит такую-то систему, затем придет другой и скажет: пет, это не годится. Повторяю, нам надо было найти такой путь, но которому можно было бы идти, независимо состава Правления. Какое бы Пра вление ни было, оно должно будет неуклонно пдтп но этому пути. Быть может некоторые из вас знакомы с моей брошюрой „Вторые Дарданеллы", где я, между прочим, указывал, что вся задача Мурманского края заключается it развития дороги и Порта. В зависимости от развития Порта будет развиваться и край. Тогда многие считали, что это—фантазия, как теперь многие считают фан тазией колонизацию, и что вообще ппчего пе вый дет,—никаких Дарданелл пе будет. Однако, Правление поставило превильное решепне вопроса, мы почти на чинаем это осуществлять,—во всяком случае начало есть. В этом году мы определенно поставили вопрос о том, что дорога должна возить. Перевозка импортных грузов показала, что они могут идти довольно быстро. Поэтому можно было поставить повый вопрос. Необходимо получить такой груз, который являлся бы постоянным. А таким грузом в России может быть, главным образом, хлеб, который издавна вывозился за грапицу. Если бы нам удалось получить несколько миллионов пудов хлеба, ко торые пойдут через Мурманск, а обратпо пойдут импорт ные грузы из-за границы, мы постепенно будем ввоз чужих стран уменьшать, а свой усиливать, то конечно, раз мы вывезем б миллионов пудов экспортного хлеба, а ввезем 4 миллиона пудов других грузов, то, получится разппца в 2 миллиона пудов, т. е. мы имеем 2 мил лиона порожняка, или иначе говоря воздуха. Вместо того, чтобы перевозить порожние вагоны— воздух, мы тарифы па главные продукты края—рыбу, лес и шпат понизим на 60%,. Конечно, цифра небывалая. Но какой смысл возить пустые вагоны хотя бы за 40°/о стоимости возить лес и рыбу и шпат. Тогда получится извест ный импульс для того, чтобы развивать разработку ле сов и ловлю рыбы, появится необходимость в развитии, как того так и другого. При таких условиях лес начнут вывозить, возникнут лесопильные заводы, а чем больше будет лесопильных заводов, то тем лучше, так как по лучится приток рабочей силы па эти заводы, а затем начнется оседание рабочей силы, другими словами, пой дет промышленная колонизация, а косвенно местами и частью с.-хозяйственная. В этой плоскости и надо было занятся решением вопроса. При первых попытках получить хлебные грузы выяснилось, что наш тариф значительно дороже Петро градского порта. Мы добились снижения на 25°/,,. Тем не менее все-таки выходпло, что через Петроградский Порт направлять дешевле. В целях урегулирования этого вопроса мы поехали в Мурманск и сказали, что нужно все расходы по Мурманскому Порту снизить на столько, чтобы сравнять с Петроградом. На месте нам удалось добиться разрешения этого вопроса при самом активном участии и всемерной помощи Мургубисполкома и Губпрофсовета и весь кадр безработных сможет быть использован на погрузочно-разгрузочных работах. Когда мы сказали, что будем возить дешевле, с нами стали разговаривать. В декабре мы получили около S00.000 пудов. В январе 1.250.000 пудов и, примерно, столько іке грузов идет обратно. История с грузами очень тяжелая. Все время приходилось и приходится встречаться с препятствиями. Заканчивая свой доклад, должен сказать, что пам весною необходимо стремиться улучшить полотно, чтобы паровозы серии Э ходили до Мурманска и чтобы, когда начнет работать Волховстрой, они ходили до Мурманска ибо с открытием Волховстроя значительно замрет грузовой поток дров на Питер, не иметь также жилищного кризиса, и тогда мы сможем требовать направления хлеба через Мурманск в значительно больших размерах. В отношении импорта, которым пас обидели, мы устроили так, что даем лишних 2— 3 дня, но при этом говорим, что падо платить чеки в Мурманске. И так мы добились двух направлений и с другой сто роны, получаем деньги, как на станции назначения с грузов, которые идут на север, по импорту—на ст. от правления. Это даст возможность дороге в ближайшее время стать бездефицитной, с тем, что она будет иметь деньги и сама себя окупить достраиваясь, чтобы стать доходной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz