Вестник Мурмана. 1924, № 3.

на одну десятину не превышает 15 куб. саж. при обо­ роте рубли в 200 лет. Лес менее гопкий, по более топкослоГшый и смолистый, благодаря чему лучше про­ тивостоит загниванию. Кроме того, эта северная часть характеризуется более неблагоприятным рельефом и почтя полным отсутствием путей сообщения, в том числе и сплавных. Ешнсгвепной сплавной рекой является р. Ту- лома, по она порожиста и сплаву приходится испыты­ вать некоторые затруднения. Какого-либо спроса па лесосеки здесь не было и нет, эти леса пропадают бес­ цельно п бесприбыльно. Поэтому здесь и сосредоточи­ вается центр тяжести лесного хозяйства Мурманской железной дороги, тот фокус, который явтяется предпо­ сылкой организационных мероприятии па Кольском по­ луострове, ибо па сельско-хозяйственную колонизацию на этой территории рассчитывать не приходится. Эго, однако, не значит, что сельско-хошіственная колони­ зация не должна здесь играть никакой роли. Наоборот, интересы лесного хозяйства, требуют мероприятий по сельско-хозяйственной колонизации. Опытные работы Института Олыгной Агрономии выяснили несомненную возможность при известном удобрении произростания картофеля и огородных растений и трав, которые дают хорошую продукцию. Картофель, например, вполне может давать урожай до полутора тысяч иудов на десятину. По предварительным данным с предоставленных различным организациям лесосек, в пределах отведенной Мурманской железной дороге территории, попенной платы можно рассчитывать получить за педоруб прошлого года 175 .000 зол. рублей и за лесосеки этого года 50% (так как остальные 50°/0 поступают в следующем смет­ ном году) — 175 .000 зол. руб. Итого 350 .0 0 0 рублей зо­ лотом. Для того, чтобы увеличить размер доходных посту­ плений с лесной площади, предполагается часть этих средств взять и обратить па лесные разработки по реке Туломе, где можно рассчитывать заготовить около 75.000 бревеп. На восстановление расположенного недалеко от Колы сгоревшего лесопильного завода Бергрена потребуется около 100 .000 руб. зол. Операции по выпуску с пего леса обещают давать около 570 .0 0 0 руб. зол. Если пробалансировать приход п расход по этим операциям, то выгода получается весьма существенная. Так же предполагается восстановить лесопильный завод в Хи­ бинах. J3 результате восстановления обоих заводов нач­ нется поступление попепной платы, а дорога получит экспортный груз, па каковой статье перевозок основы­ вается прежде всего благополучие и бездефицитность железной дороги. Чтобы наладить лесные разработки в этот же сезон, Правление дороги уже приняло ряд мероприятий: отво­ дятся лесосеки, закупаются лошади, сено, привлекается рабочая сила со стороны и т. п. Таким образом, 20°/о доходных поступлений уйдут на восстановительные операции, около 40°/о па расходы по лесоуправлению и на колонизационные мероприятия останется около 40"/о, что даст явится солидной базой для дальнейших работ. На эти средства предполагается в полевой период 1924 года образовать переселенческих участков по пло­ щади вдвое больше, чем это сделано за истекший не риод. Кроме того, на образованных в этом году пере­ селенческих участках предполагается произвести раскор­ чевку на площади около 80 десятин, провести дороги- улицы в поселках, водворить уже зачисливших за собой земельные участки и т. д. Произвести мелиорацию на площади около 1 .000 десятин. Теми работ будет зависеть исключительно от тех средств, которыми можно будет располагать, так как недостатка в засоль­ щиках пет. Очередной задачей является устройство местного на­ селения. Половина населения Терского берега стре­ мится получить то или иное оседлое устройство но линии Мурманской железной дороги. Если бы здесь не было целого ряда в экономическом отношении благо­ приятствующих обстоятельств, то население не шло бы сюда. С другой стороны, оказывается, что многие из местного населения были оторваны от своих деревень и наделов рядом войн последнего десятилетия. Вернув­ шись, они оказались оторванными от родных мест и теперь ищут приложения своих сил в районе Мурман­ ской железной дороги. Если нужды этого элемента не принять во внимание и не оказать ему никакого со­ действия, то он уйдег из края вовсе, а это больно отзо­ вется прежде всего на лесных разработках. ІІо мере того, как будет расти поступление доходов, будет развиваться темп работ и будет предпринято обследование ископаемых богатств. Организация их раз­ работки, а также ряд других промышленных пред­ приятий, как, напр., смолокурение, выделка бумажной массы и т. п., требует больших организационных средств и возможна только тогда, когда • в крае сгустится на ­ селение, наличие которого сможет гарантировать обеспе­ чение работ потребной рабочей силон. Кроме того, для того, чтобы привлечь в колонизуемый край, помимо трудового люда, еще в сколько-нибудь крупных размерах интерес торгово-промышленных орга­ низаций, необходим еще ряд мероприятий. Так в соот­ ветствии со ст. 18 „Положения о колонизации Ка­ рельско-Мурманского края" вырабатываются правила льготного ввоза иностранных товаров, при чем в этих правилах предусматривается ввоз их пе только через Мурманск, по н Петроград при условии, если эти грузы идут в колонизуемый район. В настоящее время ре ­ шается вопрос от отмене акциза для колонизуемого края па предметы широкого потребления. Высокое обложение акцизом не позволяет многим товарам выдержать да­ лекую перевозку, лишает дорогу грузов, а, кроме того, высокий акциз, например, па соль, ставит препятствия развитию рыбопромышленности. Помимо этого, должны быть предоставлены некоторые налоговые льготы в целях споспешествования рыбной промышленности и, наконец, в целях создания экспортных грузов, надлежит установить отмену пошлин па круглый лес. Вот цикл колонизационно-экономических мероприя­ тий, которые частью осуществляются, а частью являются задачей самого ближайшего будущего. Проделанная колонизационная работа мала и скромны предположения на ближайшее будущее, но теми колони­ зационных работ может быть развит, сообразуясь с темпом промышленного развитая края. Осуществляемые меро­ приятия следует рассматривать, как открывающие пер

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz