Вестник Мурмана. 1924, № 3.

Пролетарии есе-х стран, соединяйтесьI аг Ц е н а в П е т р о г р а д е : Отдельный номер 4 0 к. П о д п и с к а : На 1 месяц I р. 5 0 к. и 3 „ 4 „ „ Ц ен а о б ъ я в л е н » іі: За 1 страницу 5 0 р. .. 'і-г „ . 3 0 „ „ Г/4 .. ■ 2.0 „ Об утере документа І 0 к. В червонных рублях по курсу дня уплаты. Ж ВЕСТНИК МУРМАНА ж ж . *<УЪ Пш шаісш 1 . 1.1 нашосо Ц е н а вне П е т р о г р а д а : ( на январь ). Отдельный номер 4 0 к. П о д п и с к а : Ка 1 месяц. I р. 5 0 к, » 3 „ . 4 р . - „ Цен а о б ъ я в л е ни й: За 1 стран. . . . 5 0 к. „ Ч» » . . . 3 0 я \/і „ . ■ . *5 „ Об утере документа 10 ч В червонном исчислении. РЕДАКЦИЯ И КОНТОРА: № 44. Ж 1-ый подъезд, .К 3-й этаж, комн. № 13 Петроград. Правление Мурманской ж. д. Литовская ул., Телефоны: через коммутатор Мурманской ж. д.. N° 94. П Р Е Д С Т А В И Т Е Л Ь С Т В А : 1) Петроград. Проспект 25-го Октября :"л 83 Коммерческое Агентство Мурманской жол. дор. 2) Москаа. Верхние Торговые Ряды (Средний Ряд) № 173 Коммерческое Агентство Мурманской жел. дер. 3) Петрозаводск. Карпопитпрэссет. № 3 (55). 19-го января 1924 г. № 3 (5о). Г! Достижений Мурманской жедезной дороги и оценка их Первым ЭкономическимСовещанием ДОур, ж. д. II. О колонизационном и лесном деле1). В общей цеии экономических мероприятий Правле­ ния Мурманской железной дороги вниманию Первого Дорожпого Экономического Совещания был представлен членом Правления дороги Г. Ф. Чиркиным информа­ ционный доклад о колонизационном и лесном деле на Мурманской железной дороге. Вопрос о колонизации обслуживаемого Мурманской дорогой края был поднят еще в 1910 году на Сове­ щании при А падемии Наук, где было признано, что только железная дорога может явиться возбудителем хо­ зяйственно-промышленной жизни края и тем организмом, который должен управлять процессом его экономиче­ ского оживлепия. Год тому назад, когда образовалось Правление до­ роги, вопрос о колонизации и был в этой плоскости разработан. 25 мал 1923 года Советом Труда п Обо­ роны утверждено Положение о колонизации Карельско- Мурманского края". Сущность этого Положения сводится к тому, что Мурманской жел. дороге предоставляется земельная площадь в три миллиона десятин, на которой в целях промышленного использования территории дорога обя­ зывается производить прочное оседлое устройство же­ лающих здесь поселиться, при чем в первую очередь подлежат устройству железнодорожники и местное без­ земельное население. Конкретными мероприятиями Мур­ манской железной дороги должно явиться обследование ее района и колонизируемых пространств, заготовка пе­ реселенческих участков, раскорчевка и расчистка входящпх в состав последних площадей из-под леса, мелиорация,, проведение дорог, устройство товаро-продовольствениых складов, снабжение заселыциков инвентарем и тому под. Средства, на которые должны осуществляться перечне- ’) Но докладу члена Правления Г. Ф. Чпркнпа на Первом До­ рожном Экономическом Совещании пр:і Правлен пн Мурманской ж. д. (см. „Вестипк Мурмапа" № 49, 51 п 1 (53). лепные мероприятия получаются из дохода от эксплоа- тации отведенной дороге территории. Таким образом, Мурманская железная дорога, как наиболее мощный государственный аппарат в крае, вы­ ступает і5 качестве исполнителя государственных задач — колонизации, которая при специальных условиях будет проводиться аналогично с методами ее проведения в Канаде. Каковы же те предпосылки, которые говорят за воз­ можность внедрения и прочного обоснования человека в ныне колонизуемом и лежащем в большей своей части за 62-ой параллелью крае? Здесь докладчиком был демонстрирован ряд инте­ ресных и в высшей степени наглядных картограмм. Если посмотреть на карту, иллюстрирующую плот­ ность населения, то оказывается, что плотность насе­ ления в северной части Карельско-Мурманского края колеблется от 0 , 1 до 0,9 человека на один квадр. кило­ метр, тогда как почти в тех же широтах Архан­ гельской губернии плотность населения колеблется от 1 до 5 человек па один квадр. километр, а в Фин­ ляндии от 1 до .10 человек на один квадр. километр. Таким образом, в Карельско-Мурманском крае плотность населения в среднем раза в четыре меньше чем в Ар­ хангельской губернии и раз в нять-десять меньше чем в Финляндии. Если посмотреть на карту, изображающую °° сельско-хозяйствеппых угодий ко всей территории, то оказывается, что для Карельско-Мурманского края °'о этот, падая, я направлении с юга на север, коле­ блется в пределах от 0 до Г ’ о, тогда как в смежной Архангельской губернии его колебание выражается от 1,1 до 50/о. Эги обстоятельства как будто бы указы­ вают на наличие в Карельско-Мурманском крае каких- то особых естественных преград для обоснования в нем человека. Однако, из демонстрированных далее докладчиком картограмм природные условия края пе являются саля ѣ - Я Ѵ і Ж I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz