Вестник Мурмана. 1924, № 23.
№ 23 (75). М У Р М А Н А. / заводе к— Свирь н будет обслуживать доменные и сопут ствующие им заводы подобно тому, к ак железнодорожный путь всегда будет главенствовать над параллельной ему шоссейной дорогой, но тем не менее и последила будет иметь свое значение г. притом тем большее, чем больше она имеет возможных пунктов для соединений. Но в данном вопросе, кроме топографической параллель ности, преимущество н в более коротком н а 1 5 0 верст расстол пин. Поэтому возможно даже предположить, что транспорт чугуна и продуктов заводов пойдет именно этим путем. Для этой дели потребуются плоскодонные лихтера малого размера, такие же буксирные пароходы с винтами, углублен- ними в корму по типу волжских пароходов последних лет. Такие лихтера могут быть перегружаемы па озерные пароходы уже значительного тоннажа. Из сказанного видно, что создание нового пути воз можно, по для выяснения вопроса в полном его объеме, необходимы, обследования, а таковые могут быть сделаны, конечно, во-первых и после выяснения общей схемы работ в зависимости ог местных условий, каковы: (рабочие) руки , р а с ц е н к а труда, условия питания и проч. и затем чисто т е х н и ч е с к и е— наличие к а р т и планов, данные литературы и инструменты, технический надзор, транспорт. Фопфатик. Ж ' Дедате/іьная постановка работ ДОТ на транспорте"). lion рос подхода к наиболее продуктивному внедре нию Н О Т 'а на транспорте чрезвычайно важен в этом отношении. П. М. Гаевский, рекомендующий особенно осторожный подход к научной организации труда на транспорте, прав. Но именно во имя этого п ри н ц и п а и приходится серьезно задуматься над тем подходом к работе НОГ , который положен в основу его доклада „НОТ и Мурманская железная дорога“ Н а ч а лом работ но научной организации труда ишк. Гаевский считает Тойлоровскую систему, о которой в свое время много говорили и писали. Сущность ее хронометраж и детальное изучение составных элементов работы на предмет уменьшения нерационального прогула, сокра щения повторных движении. Автор доклада внимательно анализирует все элементы Тэйлоровскон системы, вдум чиво применяя их к отдельным моментам работы на транспорте, и констатирует довольно ограниченную область ее применения в работе железной дороги: а именно— только там, в дискуссионном порядке, где на лицо массовые механические работы, где работа чужда всего индивидуального и влияния местной обстановки, таковы: погрузочные, выгрузочные работы , передача багажа, телеграфная работа, работа машинисток, журналистов,— вот где НОТ удобоприменим; мелочные работы, работы мастерских уже плохо поддаются хронометражу и вместе с тем определенному регулированию. Отсюда, е с т е ственно, вытекает и окончательный вывод: родина НОТ — фабрика, и на транспорте ему широкого пути не прибить. Такой вывод, нам кажется, есть результат отоже ствления двух понятий: Тэйлоровскон системы, с одной стороны, и НО Га— с другой. Не будем спорить с тем, что первые шаги научной организации труда начали с Тэйлоровскон системы, прадед Н ()'Г‘а родился действи тельно н а заводе; но у Них были и более близкие предки с которыми не порвана генетическая связь до сих пор. Р> конечном результате НОТ слишком далеко ушел вперед от Тэйлоровскон „потогонной"* системы, и по следняя составляет только один из элементов в сложной и разнообразной работе но научной организации труда. Е сл и иметь в виду дореволюционный период и работы но научной организации труда за граппцей, то, помня о Тэйлоре, не нужно забывать о школе Файоля, ') Н порядке дискуссии. талантливого французского инженера, специально ос т а новившегося на научной организации интеллигентного труда и п а построении системы управления. Но зачем нам так далеко зарываться в исторические дали, когда пред нами ценная к ар тин а последовательного углубления понятия научной организации труда и конструирования системы работ НОТ ,а уже в Советской России. Первый практический толчек к постановке этих работ дан был собственно еще декретом ВЦПК 1 9 1 9 г. о Государственном Контроле, в основу работы которого полагалась ор ганизационная административная, а затем у*ке хозяйственная ревизия. В том же году в положе нии о Центральном Бюро Жалоб на это учреждение возлагалась ВЦП К своеобразная, весьма в ажн ая задача собирания заявлений с проектами упрощения и усо- верш е нствования совете кого а и па рата го сударст ве нного управления. В положении о Габ.-Крестьянской Инспекции (декрет 1 9 2 1 г.) Раб -крину ставится уже в прямую обязанность бы т ь школой управления. В письме в Рабкрин от 27 се ит. 1 9 2 1 года Вла димир Ильич Ленин, направляя дело уже к чисто теоре тической научной постановке этих работ, рекомендует обратить внимание на „приемы постановки отчетности и п а приемы проверки и исполнения на д ел е “ . I) письме от 1 сентября 1 9 2 2 г. тов. Аванесову, Владимир Ильич вновь пишет: „нормализацию бумажной работы мы должны выработать. Это с а м о е в аж н о е " . Резолюцией X I I Съезда Партии эт а мысль Владимира Ильича с т а вится, как актуальная проблема в течение р я д а ближай ших лет, и вскоре дело это официально централизовано и объединено под руководством Р К П . При Наркомате Р іШ был открыт Отдел Нормализации. і> сентябре і 9 2 3 г, появилась первая кн иж к а п е чатного ор гана по научной организации труда „Вопро сы Ор гани зации и Уп р а в лени я “ . А в на с тояще е время мы уже имеем напечатанными „Резолюции 2-ой Всесоюзной Конференции по НОТ от 1 0— 10 марта 1.924 г . " ; в Ленинградской а ссоциации инженеров, ишк. Арелов читает целый курс „Руководящие цели, принципы и методы у п р а в л е н и я “ . В журнале „Вопросы Организации и Управления* систематически проводи гея мысль, „что управление не менее, чем производство, должно быть сведено к опреде ленным принципам и правилам , а не строиться по единоличному усмотрению“ . Еслп мы ознакомился с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz