Вестник Мурмана. 1924, № 23.

В Е С Т Н И К Ѣ 23 (75). Ч/-Ч- ' Jlopume, чшо, 6ыхарН#б8Я щ бы jvsojKene заразишь п па землю, 1В из 4 9 всех другого рода предприятий с числом рабочих в 11 . 0 21 . ІІо настоящее время опилки (дре ­ весная масса) не утилизируются н а бумагу. В будущем, несомненно, возникнет нона я отрасль промышленности, увеличится не менее к а к на 11 "/,. и число лиц, запятых лесом: но заготовкам на 2 . 4 3 5 , но сплаву— на 1 .1 6 6 , по тяге судов — на 5 1 9 , но службе на судах на 7 4 5 чело­ век, а всего не менее, к ак н а 1 .9 6 5 человек. По Петрозаводскому уезду числилось всего 6 2 S судов, из которых первого ра зряда только одно, а третьего и четвертого 17В . Число эго должно возрасти не менее к а к на 5 0 . Но кроме лесных операций , должен, конечно, повы­ ситься и весь товарообмен. По сведениям з а 1 9 0 9 год было 4 8 крупных торговых фирм, получивших 4 3 0 . 8 7 9 и. р а зных товаров, из которых пароходами доставлено 2 1 8 . 4 6 8 п., па судах — 1 7 2 . 0 0 0 и. и гужем , замененным теперь железнодорожной доставкой, только 4 0 .4 1 1 иуд. Чтобы расценить этот товарообмен на деньги, можно, пожалуй, взять цифру сделок 2 6 ярмарок , 1 В городских й 13 сельских, в которых еще 5 0 лет тому назад товару было доставлено н а 1 . 0 7 1 . 0 0 0 руб., а вывезено п а 6 2 6 . 0 0 0 руб. К 191В году эти цифры увеличились не менее к ак в В ра за . Таким образом, исходя от промышленности всего к р а я , именно от лес по го дела, нужно от новой водной артерии с полной уверенностью ожидать развития товаро­ обмена, судоходства, судостроения, постройки новых лесопильных заводов и проч., не менее к ак па 1 1 н/„. Составление коллекций, собранных на экскурсии и проч.. собирание образцов и коллекций одна из интересных и необходимых работ во время экскурсии. Доркультом Мурманской дор. в настоящее время раз­ р а б а т ы в а е т с я план отдельных экскурсионных тем и циклов экскурсий к а к по естественно-историческим во­ просам , т а к и гуманитарным и производственным. Р а з ­ работ ай план таким образом, что он дает отдельные моменты каждой темы, взятые в условиях применительно к району Мурманской ж . д. План, вполне естественно, не ограничивает самодеятельности местных работников, но он все же дает пм определенные рамки и руково­ дящие моменты для экскурсионной работы. Часть э к с ­ курсий но плану, повидимому, удастся провести в текущем году. А для этого на всей линии дороги предполагается выполнение этой работы местными куль­ турно-просветительным^, школьными, медицинскими и техническими работниками дороги. Профессиональным организациям выпадает на долю всестороннее содействие этой работы. Экскурсии н а Мурманской дороге должны принести транспортникам , по во. можности, полное пред ­ ставление о природе и естесТ”' ипых богатствах края , Но в действительности оживление промышленности выразится в далеко большей степени вследствие сокр а ­ щения пути, п я р а іл елыю го Снири п а 1 5 0 верст. Конечно, новый водный путь нельзя назвать в сущ ­ ности судоходным, каковой термин вполне приложим к Свирн, но все же он не будет только сплавным— а в нутр еии о —судоход 1 ым, т . е . б удет обел уж иват ь т ри уезда из семи, ( ’уда должны быть небольшой емкости, буксиры плоскодонные, должны быть устроены разъезды для которых прекрасно могут служит ь о зера. В Водлице н а Ладожском озере, конечно, потребуется перегрузка, которую, впрочем, возможно устроить, поднимая не тюки товара, а целые запакованные лихт ера па суда, могущие идти не только на Ленинград, но и в Ревель и ІПтетии. Для оборудования такого водного пути, конечно, потребуется и з а п а с -работ ьь Таковой и должен иметься в виде готовой энергии воды. Сколько именно может дать Ш у я и Водлица— теперь сказать нельзя. Но , сопо­ ставляя данные других водных сил б. Олонецкого кр а я , можно считать, что обе системы п а всем прот яжении дадут не менее 1 . 0 0 0 пог. са;к. Если осуществится Самоизерское доменное предприятие, зап а с руд Сам- о'.ера даст не менее В00 миллионов пуд. По , кроме местного для двух или трех уездов з н а ­ чения, новый водный путь послужит вспомогательной линией для Выгозерского доменного дела, о котором помещена заме тк а в последнем JV’ „Т е хн . Известий Вполне понятно, что такой широкий торговый путь, к а к в близкое время Выгозеро- железная д оро га— Петро- 0 его хозяйстве, культуре, о прошлых доисторических и исторических временах. Ниж е мы приводим небольшой список литературы по экскурсионным вопросам, правда, далеко не полный, по для первоначального ознакомления с методами э к с ­ курсионного дела достаточный. Внешкольные экскурсии ,— сборник под редакцией Б . Райк о в а и Э. Краснухи, изд., Лѵр. Новь**, 1 9 2 4 г. Вопросы экскурсионного дела, —-сборник иод ред. Б . Райкова, изд. „Нач . Знаний Завадовскпй Б .— Внешкольные экскурсии. Москва, Г. изд. 1 9 2 2 г. По фабрикам и заводам,— сборник .— Изд. М . Г . С. 11. С. М. 1 9 2 3 г. Экономико-технические э к скурсии ,— сборник. - Изд. 1>рокгаѵз-Эфрон 1 92В г. В. Р а й к о в— Методика и т ехник а ведения экскурсий. К го же. Экскурсионный метод. Его же. Организация практических занятий но неживой природе. Изд. „Сея тель44. 1 9 2 3 г. 1 Хордика ишгн. ' M ' ■

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz