Вестник Мурмана. 1924, № 23.

В Е С Т Н И 'К № 23 (75). Но печатные записки, очевидно, как печатные кн иж ки , по латинской поговорке, имеют свою судьбу... Н а первом же докладе Витте новому ц а рю— Нико­ лаю I I— возник со стороны последнего вопрос: ,-а где доклад о поездке на МурмаиѴ" Витте заявил, что з а ­ писки ему не вернули. II действительно, Александр III настолько интересовался этим вопросом, что, уезжая в Крым, по болезни, захватил с собой и этот доклад и по дороге, еще в Беловежской пуіце, сделал на нем н еко ­ торые пометки и резолюции. К следующему докладу запи с к а нашлась. Ц а р ь вы ­ сказался з а приведение в исполнение мысли доклада, т. е. об устройстве морского оиорпого пункта на Мур ­ мане, в Екатерининской гавани. Попутно высказался против устройства такого пункта в Либаве, так, к ак порт этот находился в таком положении, что, в случае войны, русская эск адра будет там блокирована. II Витте, разумеется, был против Либавы. ІІо оппозиция была настолько сильная, что „Лнб а в с ки е “ адепты, в том числе, главным образом, великий кня зь генерал -адми ­ рал Алексой, послужили помехой к немедленному объ ­ явлению у ка за ц а р я о приведении в исполнение плана „ з а пи с к и 44. Пришлось дело отложить на некоторое время. Вдруг, через 2 — 3 месяца, появился в Пр а вит ел ь ­ ствен ном Вестнике* указ о том, что необходимо сде­ лать главным морским опорным пунктом Лнбаву, осу­ ществить все планы , которые на этот предмет суще­ ствуют и назвать п о р т— портом императора Ал е к с ан ­ дра III. Между тем, отец Николая II был как раз п р о ­ тив Либавы. Но таковы семейные придворные интриги. Таков был безвольный молодой царь, которого можно было гнуть во все стороны. Большинство моряков было з а Мурманск и против Либавы. Последствием такой отсрочки Мурманского плана и предпочтения Либавы, откуда открытого выхода в море не было, было то. что царское правительство, ища вы­ хода в открытое море, кинулось на Дальний. Восток, захватило Порт-Артур и постепенно дошло таким обра­ зом до Цусимской катастрофы . Наконец , н рос гг „ з а пи с к и к был осуществлен лишь во время общеевропейской воины, когда была о б ъ я в л е ­ н а блокада Черного и Балтийского морей, т. е . через 2 0 лет. В виду единственного открытого выхода в море через Мурман была проложена на*саех Мурманская жел. дорога. Частью соединение Севера с общей сетьіо русских железных дорог, что входило в общий план „ з а п и с к и%— было осуществлено тем, что но настоянию Витте была проведена жел. дорога из Ярославля до Архан гельска и, таким образом, иоследпин был соединен с Москвой, а засим была проведена линия, идущая от Сибирской магистрали через Пермь к Котласу на Сев. Двину, куда можно было направлять весь сибирский хлеб. Т а к о в а судьба возникновения Мурманского порта. -Ь’. Рахманинов. Одна из возможностей ). Ближайший север к Ленинградскому промышлен­ ному узлу (б. Олонецкий к р а й ) чрезвычайно богат всем, что служит для развития мощной промышленности, но он крайне беден в самых для нее основах— средствах сообщения. Железнодорожный путь, доведенный через большое теперь промышленное с ело Сороки до незамер ­ зающего морского порта Мурмана, начат постройкой только во время войны и то. когда б. министр Рухлов убедился, наконец , что продвинуть всю массу военных грузов но сибирской магистрали возможности пет. С н а ­ чала, в самом наиснешпом порядке была проведена ветвь З в а н к а — Лодейпое-ІГоле й дальше через мост на І в и р н , на Ладву и Петрозаводск. Почвенные условия южной части этой ветки, построенной частной компанией с подряда, позволили проложить рельсы по шпалам еще относительно сносно, настолько, что пассажирские поезда могли ходить со скоростью даже 2 0 верст в час. Но зато с северной частью злоключения начались с самой Свири, мост через которую, собранный на месте, оказался короче устоев. Д аж е дорога пошла местами через т р я ­ сины, местами через кряжи грапитпых пород. По дорога была готова к посещению б. министра в начале 16 года. Шп алы подбили где дровами и бревнами, где льдом, а где и прямо иодмороженпым снегом. Г. министр про­ катился, полюбовался видами, а весной вся дорога р а ъ- ехал а сь буквально, к а к замерзший студень н а плите. Потребовался разумеется, капитальный ремонт, новые В дискуссионном порядке. деся тки миллионов субсидий, новые соображения. Самую северную часть на Мурмапе начали англичане, по скоро ушли, недовольные условиями питания. Н а место их двинули тысячи пленных под начальством казенных инженеров. Дорога была закончена р ане е , чем полностью починена южная часть Петрозаводск— Свпрь. Эта история очень недавнего прошлого, которое более уже никогда не повторится, по приведена она здесь, к ак х ар а кт ерис тика местных условий. Средствами сообщения кр а я в будущем явятся пе железные дороги, т а к к ак для них условия крайне пе подходящие: ме с т ­ ность не только пересечен п а я— болота, озера и реки в перемежку с каменистыми отрогами и холмами, по местами даже непроходимая там, где встречаются трясины , в которые уходили целыми рядами груженые ряжи . В особенности плохо весной, во время бурного разлива рек, которые местами подмывают берега настолько, что по проезжен дороге проваливаются в трясину т еле г а с лошадьми, мосты разносятся но бревнам, а из дорог образуется фарватер с глубокими ямами. При только что за ро жд ;іюще йся ир омыпілеиной жиз ни— чрезвы ча йпо слабо населенного к р а я— всего круглым счетом — 1 житель на 2 4 десятины всей площади, из которых па долю воды приходится 4 десятины, очевидно, что решающую роль в жизни кран должна играть вола. Без преувели­ чения все время, даже частью сон, жители проводят па воде или около воды. Деревни, даже села, которых в кра е очень мало, так к ак деревни п посады начинаются всегда с выселки какой-либо семьи, расчищающей общими

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz