Вестник Мурмана. 1924, № 23.
К Ц е н а 8 Л е н и п і р а я.е: Отдельный номер 3 5 к. Г] о цп нс к а: На 1 месяц 1 р. 3 0 к. „ 3 „ 3 „ 5 0 .. lie;-..! с б ъ я в л е н н к : З'д Iстраницу 5 0 р. „ : -> „ . 3 0 , 1 4 2 0 . Об утере локумента'Ю к. В червонных рублях по курсу дня уплаты. ВЕСТНИК МУРМАНА s r ж. д. и А.К.С. С.Р. •Ц ен а вне Л е н и н г р а д а : Отдельный номер 3 5 к П о д п и с к а : На 1 месяц. I р. 3 0 к „ 3 „ . 3 р. 5 0 „ Ц ен а о б ъ я в л е н и й ; За 1 стран. . . . 5 0 р. .. V 2 » з о ,, „ >/4 , . . . . 2 0 „ Об утере документа 10 к. В червонном исчислении. .К Ж --------------------------- К Р Е Д А К Ц И Я И К О Н Т О Р А : Ленинград. Правление Мурманской ж. д. Литовская ул., № 44, б. Селект, 6-й этаж, Телефоны: через коммутатор Мурманской ж. д.. № 94. П Р Е Д С Т А В И Т Е Л Ь С Т В А : 1) Ленинград. Проспект 25-го Октября Кг 88 Коммерческое Агентство Мурманской жел. дор. 2) Москва. Коммерч. Агентство Мурманской ж. д. Неглинный проезд № 7 (б. Пассаж Солодовникова). пом. 29/30. 3) Петрозаводск. Карпс-литпросвет. № 23 (75). 9-го июня 1924 г. № 23 (75). Возникновение Мурманского порта. Нынешним летом исполнилось ровно 3 0 лет со дня зарождения идеи о создании Мурманского порта. Это было в 1 8 9 4 году- К а к свидетельствует о том Витте и своих „ Мел уа р - н и х з ам е т к а х " , инициатива в этом деле принадлежит R Александру Ш , чувствовавшему особое влечение к па шем у северу. -э Еще в бш п п с іь последнего наследником случайно основалось Мурманское пароходство, как частное пред- приятие, в котором участвовали некоторые приближен ные к наследнику лица. В то врем|і народилась идея о возрождении вообще русского флота, разрешенного России после войны 1 S 7 S г. по Берлинскому т р акт а ту (России было запре щено нм сті. свои флот по Парижскому трактату после Севастопольской войны, в 185(5 г .). И вот выбор — для устройства главного морского пор т а пал н а Либа- ву. Александр II! далеко по симпатизировал этому. Но его мнению, идее создания та коп» порта более соответ ствовал Мурманский берег, где можно было бы найти гавань, не з ам е р з ающ и е круглый год, и вместе с тем откуда был ось*рыт выход в море. Миссия по приисканию такой гавани была возложена на Витте, бывшего тогда министром финансов. / Витте отправился в путь к Ледовитому океану летом 1 8 9 4 года. В качестве иомощпиков-сиецналистов но делу, Витте 'взял с собой в дорогу директора кораблестроительного завода морского министерства Казн и весьма опытного в морском деле (по образованию моряк) чиновника де партамента торговли и мануфактур по морскому отде лу Коикевича; затем директора к анцелярии министер ства финансов Романова и сотрудника Катковской г а зеты „Московские Ведомости“ . известного публициста Кочетова (псевдоним Евгений Львов), и, наконец, моло дого художника, ученика академии художеств. Борисова. Путь лежал по .і;е.м '^ о й дороге п а Ярославль, Во логду. Великий Уст -* : ш> Северной Двиие до Ар х а н гельска, Витте поручено было обратить особенное внимание на проведение в будущем жел. дороги до Архангельска, с целью импорта, главным образом, в северный край хлеба, т а к к ак еще памятен был страшный голод в крае из-за невозможности доставки туда хлеба. По речной системе экспедиция добралась до Котласа/* а из Ко т л а с а но Северной Двине до Архан г ель ска , откуда на пароходе Мурманского общества отправилась в Соловецкий монастырь. Из Соловецкого монастыря экспедиция но Северному морю и Ледовитому оке ану доехала до Мурмапа, где одной из лучших гаваней являлась Е к а т ерин ив с к а я . Добравшись до эю й г авани , экспедиция провела там несколько дней, детально осматривая и изучая ее. ІГо своей грандиозности, полноводью и защищенности, эт а гавань, к а к никогда не замерзающая , к ак нельзя лучше соответствовала постройке будущего порта. Из этой гавани экспедиция проехала в русский мо нашеский скит, н а границе Норвегии, откуда мимо мыса Нордкин ,- обогнув северный Норвежский мыс, спустилась к берегам Ш в еции , доехала до Стокгольма и через Финляндию вернулась обратно в Петербург. Таким образом, уліе в то время, 3 0 л е т тому н а зад, созрела идея о создании Мурманского порта. Витте сделал доклад о своей поездке ц арю— последний из докладов, так к ак больше с тех нор Витте его не видел: Александр III заболел, уехал в Крым, где и скончался. Докладная запи с к а была подаиа Витте в н а п еч а танном виде. По мысли автора записки, Е к а т еринин с к а я гавань, как будущая морская база, должна быть соединена двухколенной железной дорогой с Пе т ербур гом и общей сетью железных дорог. Витте, далее, в этой запи с к е ука зал н а все пр е имущества, к а к и недостатки будущего порта, т а к и на выгоды от устройства его именно в указанном месте. Он предвидел все то, что мы в настоящее время имеем и еще можем иметь, в смысле выгод от существующего ныне Мурманского івнѵга. Он предугадал т а кж е многое, что теперь уже получило свое осуществление.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz