Вестник Мурмана. 1924, № 22.
N° 22 (74). М У Р М Тов. Лилина пишет: „Придавая громадное значение роли учительства в деле строительства нового общества, ноной жизни, новой культуры, нового быта, тов. .Пении перелает учительство на выучку гегемону рабочего класса— его Коммунистической Партии1*, и дальше, шаг за шагом указывая на все выступления тов. Ленина по этому вопросу, в указанном очерке раскрывается целая сокровищница ге ниальных ммолей и конкретных указаний великого Вождя Революции и строителя нового социального строя по раз решению важнейшей задачи-—создания „нового учителя", как двигателя и носителя коммунистического просвещения и проводника-пропагандиста Советской власти на необъят ной территории Союза С С Р . Можно твердо сказать, что с 19 2 0 года вопрос о пере воспитании полумиллионной армии преподавательского пер сонала постоянно стоял в порядке повестки дня партийной работы и Советского строительства. И блестящей речи тов. Зиновьева на недавнем съезде учителей Ленинградской губернии (см. стенограмму в „Лен. Правде" от 2.\ апреля 1924 г., Л! 9.}). дана полная картина постепенной эволюции в настроениях и идеологии массо вого учительства, начиная с первых дней революции и вплоть до настоящего момента. Нели, в начале революции, учительство как один из слоев старой интеллигенции представляло собою ту ж е (до вольно печальную картину), как и русская, непролетарская интеллигенция в целом, то и в дальнейшем, внутри его, в общих чертах последовала та ж е группировка, тот же процесс отбора и расчленения, который мы наблюдаем и в рядах всей интеллигенции. В статье тов. Ратнера („Просвещение па транспорте“ Л> і — з) сделана краткая, но весьма удачная, разбивка учи тельства по его идеологии па 4 вида: первый вид— непри миримо политически враждебных к новому строю, второй вид— ярых защитников ложной идеи о внеклассовом харак тере школы и аполитичности педагогики (но без контррево люционной психологической подкладки), третий вид— абсо лютно беспринципных людей, погрязших в іине обыватель щины и мещанства и, наконец, четвертый вид— группа людей живых, воспринявших уже частично новую идеоло гию и искренно стремящихся идти дальше и вперед по этому пути, вплоть до активной работы н рядах PK.I 1 - Если бы мы захотели дать статистические сведения о численности каждой из этих групп в тот или иной период последнего шестилетия, мы могли бы оперировать только с совершенно произвольными, а в лучшем случае— с гада тельными цифрами, т. е. мы дали бы не статистику, а „игру в статистику1*. О „термометре", „толчках" и „сдвига**. Температура тела— один из важных показателей в опре делении состояния здоровья организма. Но из этого никак не следует делать вывод, что боль ного можно излечить, „термометром", т. е. одним периоди ческим измерением его температуры... Я указал уже, что основное „измерение температуры" учительства, как коллективного больного, произвел еще к самом начале революции никто иной, как сам т. Ленин. Но, как настоящий врач-практик, а не только диагностик— т. Ленин, посмотрев на градусник, одновременно определил самую болезнь, ее происхождение и степень развития— и тѵт ж е указал и конкретный, безошибочный курс лечения. Ч то же делали мы дальше по отношению к больному? Нужно прямо и откровенно сказать, что мы занялись преимущественно не столько систематическим проведением курса лечения, сколько увлеклись формальным процессом „ измерения температуры"... Проследите бесчисленные резолюции учительских съез дов и конференций, проводившихся в самых разнообразных масштабах:везде и всюду одна и та же стереотипная фраза— „констатируя наличие сдвига в настроениях учительства...", или— „исходя из того, что в деле переподготовки учитель ство ощутило несомненный толчок*... и т. д. в том ж е роде и д аж е в тех ж е выражениях... А Н А. 9 Ііыла ли одновременно с этой малоопределенной диагно стикой проводима Наркомпросом в общем масштабе, а культ- отделами на транспорте, в частности,—-и систематическая, плановая работа по переподготовке и перевоспитанию? Пет Были отдельные начинания, отдельные опыты, широко вещательные лозунги, громкие фразы— но упорной, выдер жанной и настойчивой работы— такой работы, которую больше всего пенил в каждом деле т. Ленин— такой ра боты в этом направлении не велось. Конечно, было и много посторонних обстоятельств и условий, неблагоприятствующих выполнению этой задачи, как-то: нехватка средств, отсут ствие исчерпывающей литературы,блуждание меж трех сосен в вопросах самой педагогики —и многое другое, объективное. По нельзя отрицать, что и те, кому надлежало в первую очередь вплотную заняться этим вопросом, работали боль шей частью без определенного плана, без упорного сосре доточения всего внимания на этом вопросе... и, повторяю, слишком много времени и слов уделяли подчас бесполез ному „измерению температуры". Пора покончить с констатированием „сдвигов*, „толчков" и проч. и перейти в ударнейшем порядке к проведению и завершению той работы, которой т. Ленин придавал столь решающее, столь огромное политическое и культурное зна чение. Реальная обстановка к предстоящей кампании. Приступая, с момента окончания текущего учебною года, к провелению в ударном порядке плановой кампании по переподготовке учительства, необходимо уяснить ту ре альную обстановку, в которой она будет протекать вообще, а в частности— на транспорте. С точки зрения материальной-— вопрос о материальном положении учительства имеет столь же решающее значение, как и вопрос об его психологически-моральном уровне— надо признать, что мы можем рассчитывать на вполне благо приятные перспективы, так как вопрос о повышении зара ботка шкрабов поставлен на конкретное разрешение руко водящих органов нашего государства. С точки ж е зрения идеологической подготовки учитель ства, как массы, мы должны признать настоящий момент вполне соответствующим намеченной задаче. Нели говорить о „группировке", указанной в статье т. Ратнера (см. выше), то необходимо притти к выводу, что первой группы, т. с. контрреволюционно-настроенного учительства (я говорю об учительстве, а не о „профессуре...") в настоящий момент уже нет, так как метла революции сумела за 6 лет основательно вымести весь ядовитый сор и вырвать стальными щипцами зловредные занозы из нашей жизни в массовом объеме Что касается „идеологов вне классовой и аполитической школы", то, я полагаю, что среди д аж е самых отсталых элементов учительства вряд-ли кто-либо может серьезно на 7-м году революции продол жать отстаивать эти „идеологические ширмы" старой бур жуазно-классовой школы... 1 аким образом, мы имеем (в массе, конечно, ибо нет семьи без урода"— д аж е и на 7-м году революции) две основные группы учительства: одну— активную, идейную и жадно ожидающую исполнения заветов Ильича об ее исключительной, исторической революционной роли в первой рабоче-крестьянской Советской Республике, и, вторую группу— морально-пришибленную, угнетенную своей мате риальной необеспеченностью, ту группу, которую еще нужно „расшевелить*, в которую еще нужно вдохнуть искру рево люционного подъема... Последнее, хронологически, „измерение температуры", зафиксированное на мартовской всероссийской конферен ции, отмечает, правда, такие „хорошие градусы" па термо метре, как „осознание учительством всей важности и необ ходимости переподготовки, политический сдвиг среди учи тельства, выявившийся в тяге в партию и в стремлении изучать вопросы марксизма* и второе „повышение педаго гической квалификации, отразившееся в широком приме нении в школе экскурсионного метода, организации выста вок, учете школьной работы, тесной связи с населением
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz