Вестник Мурмана. 1924, № 21.

№ 21 (73). М У Р М А Н А . 9 в технические детали исполнения — вместо концентрации своей части, непрерывно распыляющей ее у силия" (Файоль). 7. Систематическое наблюдение и вдумывание в посту­ пательный ход разви тия предприятия и принятие надле­ жащих организационных мер к изменению направления в работе, если это вы зывается серьезными факторами. 8. Улучшение административной техники. Научная орга­ низация делопроизводственной ( з широком смысле этого слова) техники (бумаго и документо-оборот), память (архив) предприятия и справочное дело. Здесь уместно отметить, как характерное явление, избегание нашими некоторыми ответственными работниками в особо важных случаях слу­ жебных и личных дел апп а р а т а своих канцелярий по про­ стой причине: не доверяют работоспособности этих аппа­ ратов и предпочитают всякого рода важные бумаги и доку­ менты проводить через надлежащие инстанции лично или через особо доверенных лиц. В этом сказывается рутинер­ ство и боязнь всяких реформ рабочих аппаратов пред­ приятий. Таким образом, создается заколдованный круг: с одной стороны ,недоверие к аппарату предприятия и избе­ гание его, а с другой— бо я зн ь реформирования его. 9. Механизация в пределах возможного конторского (канцелярского) труда ') . Сюда же отнести нужно и вопрос о размещении служебных помещений и столов для работы. У нас даже там, где нет жилищного кризиса, учреждения размещаются далеко -не всегда в зданиях, приспособленных для них, вследствие чего нерационально трати тся масса энергии для преодоления неудобств, связанных с неудачным расположением служебных помещений. 10. Организация контроля: сопоставление результатов деятельности с намеченном рабочей программой предприятия (учреждения). Э т о т контроль не должен быть „орудием не­ доверия, минуюшим одних, целиком сосредоточивающийся на других, организованный, как орудие экстренного и эпи­ зодического воздействия, вместо того, чтобы действовать постоянно и неустанно, и систематически" (Файоль). Совершенно по другому формулирует положенные в осно­ вание понятия „управление" принципы известный Тэйлор, итающий, что хорошему администратору нужно зн а ть и проводить в жизнь четыре правила, а именно: 1) Большой дневной урок: каждый рабочий, хороший и посредственный, должен ежедневно получать вполне опре­ деленный урок; ни в коем случае он не должен быть н е­ точным или неопределенным. Урок должен быть тщательно и ясно описан и не должен быть легким. 2) Нормальные условия: каждому рабочему должно х в а­ тить урок а на целый день, но при этом нужно представить ему та ки е технические средства, чтоб он мог наверно вы ­ полнить это т урок. 3) Высокая за р або тн ая пл ата з а исполненный урок: рабочий должен быть уверен в хорошей плате в случае вы­ полнения своего урока. 4) Потеря в случае невыполнения урока: рабочий должен быть уверен, что если он не выполнит урока, то рано или поздно он будет в убытке. Тэйлор прибавляет к этим 4 правилам и пятое, которое следует провести в жизнь, когда предприятие достигло уже известной степели хорошей организации, а именно: „урок должен быть увеличен настолько, чтоб его мог исполнять только первоклассный рабочий". Этим правилам Т эйлор предписывает ук азани е на зн а­ чение упр ав л ени я— организации. „Далеко не все признают, говорит Т эйлор, что при всякой системе— если только пред­ приятие по своему характеру сложное— создание органи ­ зации требует много времени и денег. Почти все директора промышленных предприятий сознают пользу современного рационального оборудования завода и не жалеют на это денег. Но очень немногие из них согласятся, что хорошая организация, сколько бы она ни стоила, во многих случаях гораздо важнее оборудования, и что ее нельзя создать без денежных затрат. Расход на хорошее оборудование они г) См. нашу заметку: „Механизация конторского труда*' в N° Ь „Вестника Мурмана". оправдывают, т а к как купленные машины они видят, но деньги, вложенные в нечто невидимое, неосязаемое и для обыкновенного человека неопределенное—деньги н а ор га­ низацию (управление. В. Т.) кажутся им просто выброшен­ ными н а ветер" (Тэйлор. „Админ.-техническая организация пром. предприятий ", стр. 55 ). Если организация управления предприятием или учре­ ждением вообще, как мы видели выше, дело сложное, т р е ­ бующее больших и всесторонних знаний, опыта, т а к т а и способностей, то дело управления железнодорожного тр ан с­ порта, благодаря особым специфическим свойствам пред­ приятий железнодорожного тран спор та представляет из себя еще более сложное и трудное задание. Найти для управления предприятием железнодорожного тран спор та сразу организационные формы, отвечающие основной цели каждого предприятия—ни зкая себестоимость продукции при высокой заработной пл ат е— дело громадной трудности, положительное разрешение которого можно ожи­ дать лишь при совершенном овладении искусством упр а­ вления вообще и нахождении тех поправок, которые должны быть внесены в принципы управления для организации железнодорожных предприятий. Последнее— работа многих не только месяцев, но и лет. Однако, к этой работе нужно приступать, и уже приступлено. Дороги сети железнодорожной в отдельности с секцией НОТ Т ран спл ан а (бывшее ЦНОРТ ) RO главе работают в указанном направлении, стремясь к нахождению наиболее совершенных для настоящего времени организационных форм и методологических приемов. ЦНОРТ , занявшись на одном участке одной из дорог сети рационализацией производства и эксплоатациии, одно­ временно вело работу по улучшению административной р а ­ боты участка. В настоящее время мы имеем положительные результаты в этом направлении лиш ь в области унификации и с о к р а ­ щения всякого рода бланок и улучшения порядка учета личного состава. За сл ужив ае т при этом быть отмеченным апп а р ат тов. Ситиханова, дающий при помощи известной комбинации учетных кар точ ек-дисков,— вращающихся на одной оси, наглядный учет по должности, партийности, к в а ­ лификации, стажу и территории службы, В целях расширения и углубления работы по улучшению административного апп а р а т а и возможности распространения научного управления на всей сети железных дорог, ЦНОРТ поручило инж. Васильеву произвести тщательное обследо­ вание и опыт реорганизациии административного апп а р а т а для примера на Октябрьской ж. д. ЦНОРТ та кж е проделало уже большую работу ,,по р а­ ционализации службы вокзалов. „Обследованы и изучены размещение и устройство вокзальных помещений и касс, багажного отделения, входы и выходы и т. п., устная и немая информация пассажиров; р аб о та вокзального персо­ нала, потоки пассажиров, их требования, действия, удобства и пр. Вопрос об информации пассажиров выделен особо и вылился в форму станд арта вокзальных объявлений, издан ­ ных отдельной брошюрой и вводимоых по всем железным дорогам" ( „ Б П С “ № 10 за т. г.). Рабо ту ЦНОРТ ’а, надо полагать, можно видеть и в при« к азах НКПС з а № 11713 от 2 3 /х— 23 г. и N° 11858 от 15 / х і і — 23 г. (ибо в них мы видим осуществление некоторых принципов управления Файоля). ' Первый из указанных приказов обращает внимание н а практику дорог частой смены ответственных работников и. ук азыв ает н а вредность такой практики, создающей атмо­ сферу безответственности и частых переходов от одних приемов работы к другим, не всегда обеспечивающих н епре­ рывность единой линии поведения. Второй приказ у ст ан авливает особый порядок предания суду работников тр а н сп о р та з а должностные незакомерные действия, которым Ц (Нарком П. С.) имеет в виду гаран ти ­ ровать работников тран спор та от неосновательных привле- *) См. „Письма с линии ІѴ“ тов. Арнольдова (Бюпп. Мурманской № 24, с. г.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz