Вестник Мурмана. 1924, № 18.

В Е С Т Н И К Ѣ J 8 (70). Таким образом, в руках Мурманской дороги имеют- отраслями деятельности. Поэтому будем надеяться, что ся большие возможности для широкого развития коло- Мурманская дорога приложит всю энергию к достиже- низации, промышленности и торговли в крае, и, что нию возможных результатов и явится пионером богатого особенно важно, в руках ее может сосредоточиться Мурманского края. объединенное руководство всеми этими отдельными М . М . Петров. -Щ і і НОТ И ОРГАНИЗАЦИОНАЯ РАБОТА НА ТРАНСПОРТЕ, Помещенный в №№ 11 и 12 „Вестника Мурмапа* доклад П. М. Гаевского „НОТ и Мурманская желез­ ная дорога* представляет попытку практически подойти к этому вопросу. Доклад является весьма цеппым в двух отношениях: во-первых, поскольку он предостерегает от излишнего увлечения новым методом организацион­ ной перестройки работы транспорта, как панацеей от всех зол, и призывает к осторожному пользованию работами Г10Т‘а; во-вторых, поскольку он предупре­ ждает весьма вредный уклон в работах НОТ'а па ли­ нию наименьшего сопротивления. Хотя цель работы по научной организации труда, далеко не ограничивается тем, чтобы прочно и систе­ матично поставить на транспорте Тэйлоровскую систему, но поскольку па транспорте не изжита расхлябанность минувших годов и пестрая чересполосица в работе, вследствие обособленности п полной даже изолирован­ ности каждой отдельной службы, нам может еще кое- где пригодиться и эта сторопа Тэйлоровской системы. Простой хронометраж нам еще откроет глаза па многое, да уже и открыл при первых же попытках его приме­ нения. Достаточно было произвести его на нескольких только станциях, как обнаружилось, что некоторые ли­ нейные агенты, которых принято было считать подавлен- пыми работой, только только заполняют свой рабочий день; с другой стороны, оказалось, что в некоторых службах есть должности, где тарифная ставка получается рабочим за три, за два п даже полтора часа работы в день. II таких служащих па маленькой станции но ко­ личеству больше, чем рабочих и служащих с заполнен­ ным рабочим днем. Стрелочники, дровоклады, смазчики и другие должпости с рабочим днем, заполненным только на 40, 30 и 2 5 % , преобладают над теми, на долю ко­ торых надает С и S часов работы. Таким образом, путем одного механического хроно­ метража можно получить результаты, способные поколе­ бать самые закоренелые предрассудки железнодорожни­ ков, привыкших работать в атмосфере строгой службо- вон чересполосицы. Но стремлепие к одной только цели— к возможному механическому выяснению незаполненных работой часов, делает ненадежной и часто ошибочной эту работу хро­ нометража. Хронометраж должен сопровождаться основательным детальным изучением составных элементов работы; только тогда можно будет конструировать такой порядок и приемы работы, при которых отпадут повторные и из­ лишние движения. Измерить правильно механическую, одпобразную работу особой трудности пе составляет. Но, чтобы это измерение повело к установлению более усовершенствованных приемов работы, для этого нужно, чтобы оно производилось лицом, в совершенстве знающим механизм работы. Тем более, это необходимо там, где хронометражу подвергается и механическая и несложная работа, а такая, например, разнообразная и норою инди­ видуальная, как работа ДС. Для устранения этих неудобств еще в конце SO го­ дов прошлого века па американских железных дорогах была проведена реформа времени, условное время тогда же заменили поясным временем. Несколько позднее своими удобствами и преимуществами поясное время за­ воевало себе большинство культурных стран, поясной счет времени оставался непринятым только в России, Китае, Голландии и некоторых государствах Юяш. Аме­ рики. Сущность поясного времени сводится к тому, что весь земной шар делится на 24 пояса, шириною в 15 гео­ графических градусов по долготе, т. е. с запада на восток. Так как окружность земли имеет 360° и полный обо­ рот ее вокруг своей оси, т. е. полный оборот окруж­ ности совершается в 24 часа, то, следовательно, в один час земля повернется па 360 ° : 24 — 15 . Этим до­ стигается то, что время всех 24 поясов разнится друг от друга на полное число часов. В каждом поясе бе­ рется истинное время среднего меридиана которое и принимается условным для всего данного пояса. Счет поясов идет от 0 до 23 . Нулевым поясом считается пояс, по средине которого проходит Гринвичский мери­ диан в Англии, смежный с ним западный пояс счи­ тается первым, смежный восточный,— двадцать третьим, таким образом, с запада на восток идет наростапие поя­ сов и с востока на запад убывание. При неясном вре­ мени едущему в занадно-восточном направлении, или, наоборот, не приходится высчитывать до минут и секунд разницу времени в проезжаемых городах. Для перевода времени одного места на время другого нужно знать лишь порядковый номер пояса и путем простого при­ бавления или отнимания полных часов достигается точ­ ная одновременность до минут и секунд включительно. Как уже сказано, 0 пояс является поясом Гринвич­ ского меридиана, он включает в себя крайние западные государства Европы — Англию, Францию и Испанию, следующий 1 пояс распространяется на остальную Европу до государственных русских границ. Россия уклады­ вается в 11 поясов, с 2 до 12 включительно; Евр. Россия занимает 2 пояса,— 2 и В, граница между нпми проходит по горлу Белого моря, через Архангельск, по С. Двине, Сев. ж. д., верхней Волге, р. Дону, восточным

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz