Вестник Мурмана. 1924, № 18.

№ 18 (70). М У Р и задержек; сверх того, порт должеп обладать рейдом, достаточным для стоянки ждущих очереди судов; для достижения быстрой и наиболее экономичной выгрузки и нагрузки прибывающих и отправляемых товаров порт должеп быть оборудован кранами, конвейерами и дру­ гими погрузочными устройствами и приспособлениями. Не менее важпое значение в коммерческом отно­ шении для порта имеет также устройство необходимых размеров складов; при отсутствии таковых товары, жду­ щие отправки, могут портиться, пропадать и сгореть, а непроданные еще товары должны будут продаваться в самое короткое время по невыгодным подчас ценам, во избежание риска подвергнуться той же участи. Поэтому слабо оборудованный складочными помещениями порт пе будет иметь шансов к привлечению грузов, которые предпочтительно пойдут в порты, хотя бы и худшие в других отношениях, но обеспечивающие сохранность и коммерческие выгоды. Приведение в надлежащее в техническом отношении состояпие дороги и порта потребует не мало энергии и средств, так как предполагаемый грузооборот порта довольно велик; по проекту отдела портостроения годовой грузооборот Мурманского порта ожидается в размере 75— 105 миллнонов пудов для экспорта, Н О— 19 5 м. п. для импорта и 10 м. п. для каботажа, а всего от 195 до 310 мил. пуд. Кроме Мурмапска, можно ожидать довольно боль­ шого грузооборота и в других приморских пунктах до­ роги, как например, в Сороке, Кеми и Кандалакше. Здесь уместно заметить, что в целях колонизации и оживления края особое внимание должно быть напра­ влено к развитию импортных операций в портах, приле­ гающих к дороге, так как экспортные грузы приходят в порт по большей части запроданными и ждут только отправки, притом но возможности немедленной, тогда как импортные грузы остаются на некоторое время в портовом городе и вызывают к жизни создание складоч­ ных помещений, магазинов, торговых контор и привле­ кают для обслуживания последних новое население. М и р о в о е в р е м я . (К установлению в России пояспого времени). Как известно, каждая точка на земном шаре имеет свое собственное отличиое время; часы в двух городах, отстоящих на несколько сот верст один от другого в восточио-заиадном направлении, показывают различное время. Это время, изменяющееся с географической долготой и соответствующее определенным положениям солнца, носит название местного или солнечного времени. Но по мере того, как развивались пути сообщения и сно­ шения людей между собою, далее в таких территориально небольших странах, как Англия и Франция, встречались затруднения в различии счета времени, истинное сол­ нечное время отживало свой век. Уже в начале прошлого столетия в некоторых странах Европы, а поздпее и во всем цивилизованном мире, для удобств в области сно­ шений: —транспорта, почты, телеграфа и др .—было введено условное время. Таким временем считалось время глав­ ного города или столицы страны, но этому времепи ео- М А Н А. ііолыпоо значение для оживления коммерческой деятельности и увеличения ценности товара имеет сортировка последнего, в России до сих пор очень сла­ бо поставленная или совершенно не практиковавшаяся, от чего большие выгоды доставались заграничным фир­ мам, вместо того, чтобы оставаться у нас; дело в том, что заграничный рынок требует строго-сортировапного товара, вполне отвечающего образцам, и поэтому рус­ ские товары шли до крупных европейских портов и торговых городов, преимущественно германских, где и подвергались сортировке, и потом уже шли в продажу па мировой рынок. Как на пример, укажем па такой чисто-русский товар, как сушенные грибы, которые ску­ пались германскими фирмами, сортировались в Германии и продавались, между прочим, в большом количестве в С. Штаты С. Америки, где они высоко ценились, дохо­ дя до 2 - 2 ‘/ 2 долларов, т. е. 4 - 5 рублей за фунт; то же самое можно сказать о бобах, которые в С. Штатах потребляются в огромном количестве, служа такой же общераспространенной приправой к кушаньям, как у пас картофель, и которые сортировались в Кенигсберге и других германских городах, при чем в Америке они считались, как и грибы, не руского, а германского происхождения; такое положение дела пе способствовало, разумеется, выгоде русской торговли. Введение сортировки может способствовать также, другому полезному учреждению— аукционной продаже* практикуемой в большинстве заграничных портов и возможной только при наличии строгой сортировки, так как она ведется по образцам, или стандартам. Способствовать введению сортировки и аукционов Мурманская дорога имеет полную возможность, устраи­ вая при складах сортировочные помещения с необходи­ мым оборудованием и залы для аукционов. Наконец, содействовать развитию торговых операций и грузооборота портов Мурманская дорога может еще при помощи правильной тарифной политики и хорошо поставленной коммерческой работы станций, достижение чего не вызовет никаких затруднений. ставлялись расписание движения поездов и пароходных рейсов, работали почтово-телеграфные учреждения. В странах, по растянутых с запада па восток, такое время не вызывало неудобств или затруднений, так как разности времени в отдельных городах были незначительны. Но для стран с большим долготным протяжением, как Рос­ сия, С -А.С. Ш., Китай и др., и это условное время ока­ зывалось неудобным. Вот например небольшая табличка рисующая только что сказанное: когда на всех стан­ циях ж. дор. часы показывали полдень т. е. 12 ч. дня, то гражданские часы в следующих городах имели: В К и е в е ............................ . . . 12 ч. ----- м. 52 с. дня я Самаре . . . . . . . 1 » 19 я 8 » ” я Семипалатинске . . . . 3 » 19 п 52 У) 99 л Томске . . . . . . . 4 » 38 40 Г, » я Чите . . . . . . . . 5 я 32 „ 48 „ вечера и Владивостоке . . . . . Г, п 47 п 20 п 5 Как много неудобств создавал такой двойной счет времени, сколько сложных вычислении приходилось про­ делывать приезжающему из одного города в другой!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz