Вестник Мурмана. 1924, № 18.

№ 18 (70). М У Р М А Н А. строены так, что, в виду значительных скидок на ряд массовых грузов— хлеб, хлопок и др., гарантируется прочный грузооборот через Мурманский порт в обе сто­ роны, устраняя во многом вопрос о порожняке тоннажа. А это обстоятельство чрезвычайно удешевляет фрахты. Когда в Мурманске будут построены лесные складочные помещения, всегда можно будет выдержать некоторое время лесной груз на складе в ожидании попутного порожнего парохода. Надо думать, что таким порядком проще и выгоднее будет отправлять крепежный лес в восточные угольные порты Англии. Тот же Ливерпуль, который должен бу­ дет снабжать пас хлопком, даст обратный тоннаж для леса. Ближе стоящий к Мурманску, чем к Балтийским портам, Ливерпуль, предъявивший перед германской войной повышенный спрос на хвойный лес из балтий­ ских портов, мог бы вполне удовлетворяться Мурман­ ским экспортом; прежде же русский лес переотправлялся в Ливерпуль из портов восточного побережья Англии каботажем или но каналам. Насколько вообще Россия играла в до военное время видную роль в торговле лесом с Англией, усматривается из следующей таблицы за 1913 г. :|;) ввоза в Англию пиленого и струганого леса из разных стран: Лоды**) Россия.................................................. 3 .362 .344 Швеция . . с ............................... 1 .370 .998 Норвегия........................ • ‘ . . 294 .617 Сев.-А.-Соед. Ш т а ты .................... 510 .593 К а н а д а .............................................. 961 .539 Другие с т р а н ы ............................... 136 .046 6 .636 .137 Тоже круглого тесаного леса н рудничного (иитпропсы) .......................... кленки и красного дерева . . . . . . 4 .380 .321 „ . 573 .353 4 .953 .674 А всего . . 11 .589 .811 При этом интересно привести следующую таблицу, иллюстрирующую возрастание значения русского леса на английском рынке. Г 0 Д А. 1913 1911 1909 1907 1905 1903 В II Р 0 ц е н т a s. 47 46 37 29 35 Скандинавский лес . . . . 25 25 25 32 34 33 Северо-американский . . . 22 26 27 28 23 33 *) Международная лесная торговля и участие в пей России. К. К. Гринвальд. СПБ. 1914 г., изд. М-ва Торг. и Пром. **) Лод—50 куб. футов. Также следует помпигь, что, в связи с истощением запасов леса в других странах, Россия могла бы занять монопольное положение па английском рынке. Это безусловно надо принять во внимание, говоря о возможности создания на севере солидной лесной промыш­ ленности. Главными портами в прошлом ввоза в Англию (останавливаюсь на Англии еще и потому, что англий­ ские рынки значительно тяготеют к Мурманску) рус­ ского леса были: Лондон, Ныокастль иа/Т, Вест-Гарт- лепуль, Сундерландский порт, Литский порт, порты на Клайде, Гулль, Ливерпуль и др. Изучать английские лесные рынки паша дорога должна также тщательно, как и райопы, по которым проходит ее магистраль. б. Заключение Изложенное должно вселить уверенность, что лес­ ные начинания Мурманской ж. д. должны дать реаль­ ные результаты, потому что за это говорят пе только богатые запасы древесины в районе дороги, но и вполпе б общем благоприятная для нас конъюнктура мирового лесного рынка, который еще предъявит нашему Союзу ССР значительный спрос, как на строительно-поделочный материал, так и крепежный лес для восстановления разрушенных и вообще слабо ремонтированных во время войны шахт. Конечно, мпого встретит, как сказано выше, трудно­ стей молодая лесопильная промышленность Мурманской ж. д., но все же главные лозунги ее политики „деш е ­ вый лесной товар, хорошая марка, точный учет и здоровые тарифы1'* — должны разрешить все больные во­ просы, которые неминуемо встанут на нашем пути. Проведение этих лозунгов, однако, вполпе обеспечит успех дела. А . Арнольдов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz