Вестник Мурмана. 1924, № 18.
№ 18 (70). М У Р М А Н А. строены так, что, в виду значительных скидок на ряд массовых грузов— хлеб, хлопок и др., гарантируется прочный грузооборот через Мурманский порт в обе сто роны, устраняя во многом вопрос о порожняке тоннажа. А это обстоятельство чрезвычайно удешевляет фрахты. Когда в Мурманске будут построены лесные складочные помещения, всегда можно будет выдержать некоторое время лесной груз на складе в ожидании попутного порожнего парохода. Надо думать, что таким порядком проще и выгоднее будет отправлять крепежный лес в восточные угольные порты Англии. Тот же Ливерпуль, который должен бу дет снабжать пас хлопком, даст обратный тоннаж для леса. Ближе стоящий к Мурманску, чем к Балтийским портам, Ливерпуль, предъявивший перед германской войной повышенный спрос на хвойный лес из балтий ских портов, мог бы вполне удовлетворяться Мурман ским экспортом; прежде же русский лес переотправлялся в Ливерпуль из портов восточного побережья Англии каботажем или но каналам. Насколько вообще Россия играла в до военное время видную роль в торговле лесом с Англией, усматривается из следующей таблицы за 1913 г. :|;) ввоза в Англию пиленого и струганого леса из разных стран: Лоды**) Россия.................................................. 3 .362 .344 Швеция . . с ............................... 1 .370 .998 Норвегия........................ • ‘ . . 294 .617 Сев.-А.-Соед. Ш т а ты .................... 510 .593 К а н а д а .............................................. 961 .539 Другие с т р а н ы ............................... 136 .046 6 .636 .137 Тоже круглого тесаного леса н рудничного (иитпропсы) .......................... кленки и красного дерева . . . . . . 4 .380 .321 „ . 573 .353 4 .953 .674 А всего . . 11 .589 .811 При этом интересно привести следующую таблицу, иллюстрирующую возрастание значения русского леса на английском рынке. Г 0 Д А. 1913 1911 1909 1907 1905 1903 В II Р 0 ц е н т a s. 47 46 37 29 35 Скандинавский лес . . . . 25 25 25 32 34 33 Северо-американский . . . 22 26 27 28 23 33 *) Международная лесная торговля и участие в пей России. К. К. Гринвальд. СПБ. 1914 г., изд. М-ва Торг. и Пром. **) Лод—50 куб. футов. Также следует помпигь, что, в связи с истощением запасов леса в других странах, Россия могла бы занять монопольное положение па английском рынке. Это безусловно надо принять во внимание, говоря о возможности создания на севере солидной лесной промыш ленности. Главными портами в прошлом ввоза в Англию (останавливаюсь на Англии еще и потому, что англий ские рынки значительно тяготеют к Мурманску) рус ского леса были: Лондон, Ныокастль иа/Т, Вест-Гарт- лепуль, Сундерландский порт, Литский порт, порты на Клайде, Гулль, Ливерпуль и др. Изучать английские лесные рынки паша дорога должна также тщательно, как и райопы, по которым проходит ее магистраль. б. Заключение Изложенное должно вселить уверенность, что лес ные начинания Мурманской ж. д. должны дать реаль ные результаты, потому что за это говорят пе только богатые запасы древесины в районе дороги, но и вполпе б общем благоприятная для нас конъюнктура мирового лесного рынка, который еще предъявит нашему Союзу ССР значительный спрос, как на строительно-поделочный материал, так и крепежный лес для восстановления разрушенных и вообще слабо ремонтированных во время войны шахт. Конечно, мпого встретит, как сказано выше, трудно стей молодая лесопильная промышленность Мурманской ж. д., но все же главные лозунги ее политики „деш е вый лесной товар, хорошая марка, точный учет и здоровые тарифы1'* — должны разрешить все больные во просы, которые неминуемо встанут на нашем пути. Проведение этих лозунгов, однако, вполпе обеспечит успех дела. А . Арнольдов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz