Вестник Мурмана. 1924, № 17.

ВЕСТНИК № 17 (69). чипая от тонкой нагонной оошивки до толстых досок для нужд достройки, между тем, как, наиример. в ми­ нувшем марте британские импортеры покупали только ходовые размеры, главным образом, бордсы " ц " и ' / 8"> кровельные батенсы и размер 2 '' X 4 '', в котором ощу­ щается большой недостаток. Другие размеры, например, 3 " Х 9 " , 10 " и 1 1 " , 2 1/2 X S " , б 1/* " и Г / а " бордсы не покупаются даже по пониженным ценам. Па этом примере видно, насколько заводам будет трудно вести свои операции за границей, приспосо­ бляясь вообще к изменчивой конъюнктуре международ­ ного рывка, с его высоким требованием на качество материала— чистоту обреза и (’/ 0 влажности. Здесь боль­ шое значение будет иметь марка завода, но это дело трудное: вот ночому еще много хозяйственных усилий придется приложить дороге и ее заводам, чтобы марка Мурманских предприятий, заняла прочное положение па лесном рынке. (()кончан11е следуо н ). „ А . Арнольдов. Ленинград. 1 < И - ■ - КОЛОНИЗАЦИЯ МУРМАНСКОГО КРАЯ И РОЛЬ МУРМАНСКОЙ Ж, Д. і. Перед Правлением Мурманской железной дороги со времени предоставления ему земельных угодий и нрава торговли открывается в настоящее время ряд чрезвы­ чайно интересных и важных задач, имеющих пе только местное, по п общегосударственное значение. Эти зада­ чи многочисленны и разнообразны, но могут быть све­ дены к трем основам; во-первых , задачи колонизации края, т. е. заселение его, в о - в т о р ы х , развитие промыш­ ленности па основе реализации естественных местных богатств и, в - третьих, установление нового торгового пути между Россией и заграничными странами. ГІроф. Г . Ф. Чиркни в статье „Канадизация Мурман­ ской железной дороги" совершенно верно говорит, что сооружение Мурманской ж. д. может быть сравниваемо но своему экономическому значению с постройкой трансатлантических железных дорог. Разница между ни­ ми лишь в бытовых условиях русской и американской жизни. „Конечно, замечает оп, при применении на Мурманской железной дороге принципов каиадизации должны быть приняты во внимание и учтены все своеобразные местпые условия." Насколько ясно было всегда зпачепие для России выхода в открытое море па Севере, показывает хотя бы факт, приводимый А. А, ІІінлинским (см. „Крайний Север Европейской России и), а именно, когда в х ѵ—хѵі сто­ летиях стала развиваться морская торговля России че­ рез порты Белого Моря, то Европа пришла в немалое волнение, а шведский король Густав писал датскому королю о необходимости препятствовать этим сиошс- пиям. опасным для всех государств и городов Балтий­ ского моря и могущим даті России преобладающее зна­ чение в Европе. Еще более важное значение приобретает путь на Север, направленный к незамерзающему берегу Мур- мана. Район Мурманской ж. дор. представляет собою территорию, плоіцадыо 2 3 8 4 6 2 ко. верст при населении 3 2 5 7 4 1 челов.; следовательно, па 1 кв. версту прихо­ дится 1,8 челов. Такая малая заселенность особенно ярко выступает из сравнения с соседней Финляндией. Проф. А. И. Скворцов (Хозяйственные работы Европейской России, указывает, чго в геологическом отношении б. Олонецкая губ. представляет продолжение финляндских губерний) а температурные условия не ниже Вологды и других восточных областей. Что касается Александровского уезда, то он но своим условиям ближе всего подходит к Норвежскому Финааркену. Мы можем, поэтому, сопоставить населенность ча ­ стей Мурманского району с соответствующими но есте­ ственным условиям частями Финляндии и Норвегии и из этого сопоставления вывести некоторые заключения относительно того, какое количество населения может вместить этот район по своим естественным условиям. Для этой цели приведем таблицу, заимствованную из статьи проф. 1>. Д. Бруцкуса „Сельско-хозяйствен­ ные перспективы Олонецко-Мурмапского района". Уезды Олонецко-Мур­ манекого края. Площадь, кв. верст. Население. Густана на 1 кв. версту Провинция для сравнения. О CQ 5 сбн г: Г, ? я ж Е 5 ! Ім 2 S и " о 2 . £ £ <5 а 5 ч . я S к « 2 еі Я CU Возможное ; увеличение ! населения 1 в тысячах. ; Лодейнопольский . . ................................. «463 50219 0,0 11,4 96,5 Олонецкий ......................................................... 8114 49491 ОД . Выооргск. 18,0 11,9 96,6 і Іетроааводский.........................• . . . . 13124 102310 7,8 j 10,2 133,9 ііовенецкий . ■ ......................................... 35338 34771 1,0 Куониоск. 10,3 9,3 328,6 30785 49184 1,0 0.7 21,5 О н е ж с к и й ......................................................... 12558 22005 1,8 j Улсаборгек. 2,3 0,5 6,3 Александровский ............................................. 130210 11155 0,1 Финыаркен. 0,8 0,7 91 238162 325741 1,3 774,5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz