Вестник Мурмана. 1924, № 17.
В Е С Т Н И К Ѣ 17 (69). * * * * * [А ЗДРАВСТВУЕТ 1 МАЯІ ** Политика лесопромышленности дороги (лесоразра ботки, лесопильные заводы) и вообще связанной с нею промышленности по утилизации древесины (мехапичеекая и химическая обработ а дерева — бондарно-клепочное производство, картонное, целлюлозное и др.), а так же политика и самой дороги в отношении этих предприятий если не полностью, то р»значительной мере сейчас опре деляется следующими тремя положениями: а) гарантией сбыта для большей доли продукции названных предприятий, б) финансовою солидарностью (взаимною заинтересова ностью) между дорогою и пред приятиями и в) тарифными возможностями, т. е. подразделяется на хозяйственную, финансовую и тарифную. Правильные в этом направлении подходы должны сделать первые шаги молодой промышленности уверен ными и ровными. Представим себе, что пускаемые сейчас дорогою два лесопильных завода— Медвежегорский и Хибинский эксплоатирѵются каким-нибудь иным владельцем. Тогда с уверенностью пришлось бы сказать, что политика этих заводов значительно изменилась бы в сравнении с той, какая диктуется им сейчас, поскольку они нахо дятся в руках дороги. Прежде всего перед заводами встал бы вопрос о сбыте своей продукции. Конечно, как и в даппом случае, не исключалась бы возможность ра боты этих заводов на нужды дороги, но все же вряд ли, чтобы они могли подойти к этой поставке так просто, как они подходят сейчас, когда за ними монополизиру ются права поставки своей продукции на дорогу, обеспечивающие уверенный сбыт. Фактически это есть паиболее выгодная по отношению к предприятиям протекционная политика со стороны дороги и прежде всего потому, что она в значительной мере устраняет риск предприятия. А что это так, что вновь организо ванное в обстановке малозаселенного и отдаленного края предприятие будет поставлено в условия известного риска, можно заранее сказать, потому что вряд ли подоб ное предприятие могло рассчитывать па значительный местный спрос и за своею удаленностью от потребляе мых центров вынуждено было бы или подчиниться тем условиям, какие поставила бы ему дорога, как потребитель ница, или, во всяком случае, по началу выдержать значительный накладной расход по организации своего сбыта па отдаленные рынки, конкурируя с целым р я дом крупных предприятий, уже наладивших свои отноше ния с внутренними и внешними рынками. С другой стороны можно ожидать и вполне естествен ного возражения против закрепления за лесными пред приятиями дороги нрав указанной монопольной поставки лесоматериалов, сводящегося к тому, что может быть это не хозяйственный подход к делу, в результате которого дорога встретится с невыгодным, в смысле цен, для себя поставщиком в лице своих предприятий, поста вленных в преимущественное перед другими предприя тиями положение. Вот почему все это обязывает дорогу так наладить работу своих лесных предприятий, чтобы цепы на про дукцию последних вполне гарантировали бы выгодную для дороги сделку. И вот, здесь мы вплотную подходим к затронутому во п р о с у - о политике лесных предприятий дороги и ее самой в отношении последних. 3.—Политика в хозяйственной области. Обе стороны заинтересованы в возможном снижении себестоимости продукции лесоматериалов. Что дорога заинтересована в этом— вполпе естественно. Л что заинтересованы в этом и сами предприятия, что и у них также имеется известный стимул к понижению своей себестоимости, можно заключить из следующего. Предоставляя предприятиям монопольные права по ставки для дороги лесных материалов, последняя оста вляет за ними свободу реализации той части продукции, которая выработана ими сверх задаппя дороги. Ясно, что предприятия тогда только смогут закрепить за со бою фактическую возможность реализации этих излиш ков, когда цепы на них будут пе выше конкурентных, рыночных цен. Отсюда вытекает необходимый со стороны дороги тактический шаг распределения своих заказов отдель ным заводам с таким расчетом, чтобы обеспечив их, с одной стороны, сырьем на максимальную нагрузку, с другой— все же не поглощать их полпостью своими з а казами, тем самым ставя заводы эти в необходимость приспособляться к рынку, т. е. непосредственно !побу- ждая их к удешевлению себестоимости своей продукции. В таком случае монопольная поставка дороге названными предприятиями своей продукции но общей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz