Вестник Мурмана. 1924, № 17.

В Е С Т Н И К Ѣ 17 (69). * * * * * [А ЗДРАВСТВУЕТ 1 МАЯІ ** Политика лесопромышленности дороги (лесоразра­ ботки, лесопильные заводы) и вообще связанной с нею промышленности по утилизации древесины (мехапичеекая и химическая обработ а дерева — бондарно-клепочное производство, картонное, целлюлозное и др.), а так же политика и самой дороги в отношении этих предприятий если не полностью, то р»значительной мере сейчас опре­ деляется следующими тремя положениями: а) гарантией сбыта для большей доли продукции названных предприятий, б) финансовою солидарностью (взаимною заинтересова ностью) между дорогою и пред­ приятиями и в) тарифными возможностями, т. е. подразделяется на хозяйственную, финансовую и тарифную. Правильные в этом направлении подходы должны сделать первые шаги молодой промышленности уверен­ ными и ровными. Представим себе, что пускаемые сейчас дорогою два лесопильных завода— Медвежегорский и Хибинский эксплоатирѵются каким-нибудь иным владельцем. Тогда с уверенностью пришлось бы сказать, что политика этих заводов значительно изменилась бы в сравнении с той, какая диктуется им сейчас, поскольку они нахо­ дятся в руках дороги. Прежде всего перед заводами встал бы вопрос о сбыте своей продукции. Конечно, как и в даппом случае, не исключалась бы возможность ра­ боты этих заводов на нужды дороги, но все же вряд ли, чтобы они могли подойти к этой поставке так просто, как они подходят сейчас, когда за ними монополизиру­ ются права поставки своей продукции на дорогу, обеспечивающие уверенный сбыт. Фактически это есть паиболее выгодная по отношению к предприятиям протекционная политика со стороны дороги и прежде всего потому, что она в значительной мере устраняет риск предприятия. А что это так, что вновь организо­ ванное в обстановке малозаселенного и отдаленного края предприятие будет поставлено в условия известного риска, можно заранее сказать, потому что вряд ли подоб­ ное предприятие могло рассчитывать па значительный местный спрос и за своею удаленностью от потребляе­ мых центров вынуждено было бы или подчиниться тем условиям, какие поставила бы ему дорога, как потребитель­ ница, или, во всяком случае, по началу выдержать значительный накладной расход по организации своего сбыта па отдаленные рынки, конкурируя с целым р я ­ дом крупных предприятий, уже наладивших свои отноше­ ния с внутренними и внешними рынками. С другой стороны можно ожидать и вполне естествен­ ного возражения против закрепления за лесными пред­ приятиями дороги нрав указанной монопольной поставки лесоматериалов, сводящегося к тому, что может быть это не хозяйственный подход к делу, в результате которого дорога встретится с невыгодным, в смысле цен, для себя поставщиком в лице своих предприятий, поста­ вленных в преимущественное перед другими предприя­ тиями положение. Вот почему все это обязывает дорогу так наладить работу своих лесных предприятий, чтобы цепы на про­ дукцию последних вполне гарантировали бы выгодную для дороги сделку. И вот, здесь мы вплотную подходим к затронутому во­ п р о с у - о политике лесных предприятий дороги и ее самой в отношении последних. 3.—Политика в хозяйственной области. Обе стороны заинтересованы в возможном снижении себестоимости продукции лесоматериалов. Что дорога заинтересована в этом— вполпе естественно. Л что заинтересованы в этом и сами предприятия, что и у них также имеется известный стимул к понижению своей себестоимости, можно заключить из следующего. Предоставляя предприятиям монопольные права по­ ставки для дороги лесных материалов, последняя оста­ вляет за ними свободу реализации той части продукции, которая выработана ими сверх задаппя дороги. Ясно, что предприятия тогда только смогут закрепить за со­ бою фактическую возможность реализации этих излиш­ ков, когда цепы на них будут пе выше конкурентных, рыночных цен. Отсюда вытекает необходимый со стороны дороги тактический шаг распределения своих заказов отдель­ ным заводам с таким расчетом, чтобы обеспечив их, с одной стороны, сырьем на максимальную нагрузку, с другой— все же не поглощать их полпостью своими з а ­ казами, тем самым ставя заводы эти в необходимость приспособляться к рынку, т. е. непосредственно !побу- ждая их к удешевлению себестоимости своей продукции. В таком случае монопольная поставка дороге названными предприятиями своей продукции но общей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz