Вестник Мурмана. 1924, № 16.

№ 16 (68). М У Р М А Н А. іЗ ном Институте, по рыбноыѵ делу подготовка специа­ листов. Средствами для установления стипендий могли бы служить °/о° о отчисления с чистой прибыли отделов дороги, находящихся па хозрасчете, как, наир. Жел- рыба. являющаяся подсобной частью Правления дороги, могла бы производить для этой цели отчисления с до­ ходов рыбных операций и операций по подсобным предприятиям Желрыбы: столовый, лавки, а также Ле­ сной Отдел—со своих операции по продаже лесного материала. Откомандирование за счет дороги должно произво­ диться из лиц местного населения по согласовании с профессиональными и партийными организациями. Мож­ но часть стипендии выделить для рабочих, обучающихся в настоящий момент на Рабфаках и по окончании последних переводящихся в ВУЗ'ы. Предоставление стипендии рабочим — окажет им значительную материальную поддержку, с одной стороны, и с другой—поможет усилить личный состав дороги специалистами пролетарского происхождения, что в ра­ боте в условиях настоящего времени необходимо в инте­ ресах дела. Откомандирование для специализации в то пли иное учебное заведение должно распространяться преимуще- свенно на лиц местного населения, что свяжет дальнейшую работу последних, по окончании высшего учебного заведения, с их родиной, а это важно, так как для дороги очень трудно бывает пригласить на постоян­ ное жительство специалистов из других местностей. Эта точка зрения мною высказывалась на страницах „Вест­ ника Мурмана" (см. Л? I 1923 г. ст. „Колонизация и культработа"). Средства, могущие быть полученными от отчисления с прибылен подсобных предприятий, дадут возможность частично усилить работу и в остальных отраслях просветительной работы в школах соцвоса и фабзавуча.. Можно рассчитывать на возражения но вопросу отчислений со стороны руководителей вышеуказанных отделов, от которых можно получить отчисление на увеличение фонда средств на общеобразовательную ра­ боту дороги, что означенное отчисление может отра­ зиться па темпе развития деятельности того пли иного предприятия, что отчисление значительно может удоро­ жить продажную стоимость товаров: лесного материала, рыбы и прочих товаров, распространяемых при помощи торговых предприятий дороги. С этой точкой зрения могущей быть выставленной, конечно, согласиться нельзя, так как управлять— это предвидеть (см. ст. А. Арноль­ дова „крупный вывих“— Вестник Мурмана Лг 8 от 23 / ѵ і !-23 г .), а поскольку надо предвидеть, то нужно и учитывать пе только интересы дня. но также и инте­ ресы будущего и работу строить в и о м и л е к с е о б щ е г о р а з г. п т и я х о з я й с т в е н н о й ж и з и и К а р е л ь с к о-М у р м а н с к о г о к р а я. Надеяться па центр в дополнительных ассигнова­ ниях кредитов на работу просвещения, вызываемую специфическими условиями задач дороги, не приходится, как это уже оттенено в последней книге А. Арноль­ дова „Колонизация Мурмана* (см. гл. -> „Колони­ зационные мероприятия и декрет СТО44, стр. 19), а приходится изыскивать средства на месте. И так со стороны жизни к органам, ведающим просвещением на дороге предъявляются следующие требования: сосредоточить центр внимания на работу профессионально-технического образования, как более отвечающую конечным результатам требовании жизни и запросам населения; установить тесную преемственную связь школ фабзавуча с общеобразовательными школами, на которых возлагается подготовка материала учащихся для школ фабзавуча, построив сеть тех и других в соответствии с общими интересами. Ликвидировать, по возможности, малокомплектные школы 3-х-летки с одним учащим за учет укрупнения школ. Организовать школы-семилетки на станции Мур­ манск. совместно с Мургубоно. В Званке школу II ступени упразднить, организовав семилетку с единым административным руководством в лице одного заведываюіцего. Освобожденных работников школы II ступени со станции Звапкп перебросить для работы в семилетку. Припять меры к изжитию ненормального явления в •Званке в работе в две смены учебных занятий. За счет Рыбацкой школы при отсутствии договорен­ ности с Уездным Отделом Народного Образования, даю­ щей возможность с наименьшей затратой средств лучше использовать переданное помещение Рыбацкой школы, организовать в Ленинграде интернат при одной из суще­ ствующих школ II ступени, для чего срочно возбудить ходатайство перед Губоно и Откомхозом о предоста­ влении в распоряжение Отдела Просвещения дороги здания. Использовать Ленинградский интерпат не только для учащихся школы II ступени, но также и для откомандиро­ ванных в профессиональные технические учебные заве­ дения Ленинграда. В дальнейшем интерпат при благо­ приятных условиях можно будет использовать и для студентов высших учебных заведений. Усилить внимание па полное снабжение учебными пособиями существующих школ линии. Вот наброски построения работы на ближайшие го­ ды, исходя из условий работы на Мурманской желез­ ной дороге, основанные па личном изучении этого вопроса. / ’. Паи,в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz