Вестник Мурмана. 1924, № 16.

12 В Е С Т Н И К № 16 (68). стадии постройки— дорога нуждается в квалифицпрован- являются тождественными с работой в основных соцво­ совских школах. До сего времени было па дороге такое положение, что соцвосоиекие работники вели препода­ вание в школах фабзавуча но программам фабзавуча. Можно с уверенностью сказать, основываясь на личных наблюдениях, что соцвоеовские работники свою работу в школах фабзавуча рассматривали придатком к основ­ ной работе, дающим возможность иметь приработок, п недостаточно сосредоточенно относились к возложенной работе. Школа фабзавуча но существу и по идее должна больше всех типов школ отражать в работе окружающую производственную жизнь. Надо сосредоточить свое внимание на приглашении специального кадра работников, как ко общеобразова­ тельным предметам, так и специальным и использовать их для работ в соцвосовских учреждениях. Более энер­ гичных, дееспособных соцвосовских педработпиков надо в ближайшие летние каникулы командировать па курсы но подготовке работников для фабзавуча. Относительно наличных 4 школ фабзавуча необходимо вырешить во­ прос о дальнейшей переброске их па станции, более связывающие школы с производством. Нахождение школы в Сороке, где отсутствует депо, является нерациональным и дальнейшее существование такой школы, впе связи с производством, недопустимо. Предполагаемый иеревод из Сороки школы фабзавуча до сего времени не был осуществлен исключительно из-за отсутствия помещения. Учитывая абсолютную не­ реальность надежд в отношении получения в ближайшем учебном году помещения в Кеми, вопрос с Кемыо на ближайшие годы можно считать законченным. Школа фабзавуча в Кеми существовать не может до более благоприятных условий. Школу из Мурманска, как не имеющую специаль­ ного здания, а также и учитывая, что центр тяжести в Тяговом хозяйстве находится на севере не в Мур­ манске, а в Кандалакше, необходимо перевести в Кан­ далакшу, для чего можпо использовать имеющееся поме­ щение общежития и школы. Общежитие соцвосовскон школы фабзавуча может быть общим и может существовать как для тех, так и для других на равіщх условиях. Классы школы могут быть использованы также для школ фабзавуча. Не нужно будет высылать дублеты учебных пособий и книг по общеобразовательным пред­ метам в отдельности и для школ фабзавуча и для соцвосовских школ. Поскольку в центре в Ленинграде Соцвос и Профобр представляют из себя единое хозяй­ ство, по аналогии и на периферии—на линии должно быть полное отражение в отношении единства работы. Со стороны работников линии выявлялась мысль о необходимости организации школы фабзавуча, хотя бы за счет Сорокской школы в Петрозаводске, как пункте многонаселеленном и имеющем основное депо. Органи­ зация школы Фабзовуча в Петрозаводске необходима и вызывается жизнью^ возможность установления прием** ственности их соцвосовскнми школами, возможность использования соцвосовского интерната здесь налицо. В Петрозаводске можно предложить развить суще­ ствующие курсы артельных старост в школу фабвавуча по службе пути. Путейской школы фабзавуча у нас не имеется. Исходя же из того, что дорога находится в ных работниках по С.т. пути не меньше, чем по Сл. Тяги, и со стороны специалистов руководителей путе­ вого хозяйства— необходимость организации школы— неоднократно выявлялась. . Лод.-Польскую школу .фабзавуча. одну из наиболее сносно оборудованных, необходимо укрепить, применить те же припцицы взаимоотношения соцвосовекой школы, какие выдвигаются по отношению к Кандалакше. ІІа станции Званка школу фабзавуча расширить за. счет упраздненного 2 концентра школы II ст. и провести в жизнь аналогичные принципы, связывающие школы соц- воеа с профтехпи ч еским. Поднятие школ фабзавуча на должную высоту, ко­ нечно, стоит в тесной зависимости с материальными ресурсами. На этот тип мы должны бы тратить наибо­ лее возможное количество средств. Исходя из того, что мы стремимся не к капитали­ стическому способу ведения хозяйства, а к социали­ стическому, обусловливающему регулировку н в отно­ шении подготовки и лучшему сохранению квалифици­ рованного рабочего труда— брошенный тов. Троцким лозунг: советская копейка— бережет советский рубль и проводимый в жизнь хозяйственными органами, должен быть распространен и в отношении сохранения квалифи­ цирован ной рабочей силы. Мы должны научно подойти к сохранению рабочей силы и подготовки работников, учитывая также естественную убыль: смертность, бо­ лезнь, увечья и проч. и в этом вопросе руководство­ ваться не только интересами сегодняшнего дня, даю­ щими возможность использовать резервную армию безра­ ботных, но также и интересами будущего, когда резерв- пая армия, в связи с расширением производства н регулировки существовать не будет. В связи с некоторым оживлением Карельско-Мурман­ ского края, благодаря усиленной деятельности органов дороги, возникает вопрос о необходимости обеспечить обслуживание края, в частности дорогу, местным контингентом населения, но учитывая, что требования, предъявляемое дорогой к населению в отношении квалифицированной рабочеіі силы за отсутствием специалистов из местного населения не могут быть удовлетворены, возникает необходимоеіь при содействии хозяйственных органов дороги организованным путем подойти к подготовке населения для работ на дороге, пропуская последнее через специальные учебные заве­ дения. Учитывая, что хозяйственное развитие края строится на лесной, горнозаводской промышленности, а также рыбном деле, необходимо дороге было бы организовать специальные учебные заведения по гор­ ному, рыбному и лесному делу, но исходя из тех же соображений, которые выявлялись выше по отношению к соцвосовским школам и школам фабзавуча, —орга­ низация таких школ непосредственно па линии в насто­ ящий момент н е в о з м о ж н а . Для укомплектования же дороги специалистами необходимо установить в Ленинградских учебных заве­ дениях определенное количество стипендий, как-то: в Горном Институте, в Лесном Институте, в Технологи­ ческом Институте, подготовка техников-внженеров для лесопильных заводов, а также и в Сельско-Хозяйствен-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz