Вестник Мурмана. 1924, № 16.

№ 16 (68). М У Р М А Н А. 11 территориальной было бы нерационально, особенно учи­ тывал отсутствие помещения для школы в Мурманске и также недостаточное количество шансов па возможность постройі;и специального :;данпн иод школу. Вопрос о постройке специального здании под школу возбужден перед Правлением и Управлением дороги. Общность задач в работе с Мургубоно дает нам уверенность па благоприятный результат переговоров в отношении дого­ воренности но организации шко.т. Семилетка па ст. Л.-Поле должна быть оставлена с усилением внимания по преемственности с работой фаб­ завуча. Школа II ст. па ст. Званка должна быть реор­ ганизована в семилетку с об‘едипением и администра­ тивном отношении с школой I ст. Но главе объединен­ ных школ должен быть один заведывающий, а не два, как было до сего времени. Ст. Званка, несмотря па самую большую населенность по сравнению с другими стан­ циями, не имеет ни одного специального школьного по­ мещения. Занятия школы I. ступени ведутся в 2 смены, что является абсолютно невозможным с точки зрения педагогики. Школа И ст. не имеет также хорошего по­ мещения, дающего возможность развить работу но про­ грамме ГУС‘а Пар комироса, а также абсолютно не имеет никаких подсобных учебных оборудований.. Перспективы на постройку специального здания, примерно, на ООО чел. на ст. Званка являются несбы­ точными. Упразднение школы II ст. даст возможность на ст. Сванка частично ликвидировать работу в ;2 смены. Школа II ст. на ст. Рыбацкое может быть оставлена при условии . если часть помещения, занимаемого педа­ гогическим персоналом школы, будет предоставлена под общежития тетей, а педагогический персонал переведен из помещен ия общежития в деревянные дома, находя­ щиеся вблизи школ. Исходя из того, что основной на­ шей задачей является создание лучших условий жизни подростающего поколения, мы должны частично посту­ питься интересами педагогического персонала, помня, „что не дети для школы, а школа для детей". Перевод детей из деревянных зданий в здание школы нам даст некоторую экономию в средствах. Здание имеет цен­ тральное отопление и, следовательно, при переезде детей из общежития в школу не нужно будет тратить спе­ циальных средств на отопление здания. Значительно сократится п штат технического персонала, обслуживаю­ щего помещения общежития. Если па это Уездный Отдел Народного Образования не пойдет, необходимо будет разрешить вопрос об орга­ низации общежития при одной из существующих школ в Ленинграде. Конкретно этот вопрос может вырешиться следующим образом. Надо а срочпом порядке поднять вопрос перед Откомхозом Ленинграда, а также Губ. Отд. Народного Образования о предоставлении помещения под нужды интерната. Организуемый интернат должен обслуживать не только детей, обучающихся в школах II ст., но также и учащихся, принятых по разверстке ШШС в Ленинградские железнодорожные нрофтехниче- скне учебные заведения. Школа в Ленинграде даст возможность разгрузить линию, освободить помещения, занимаемые педагогиче­ ским персоналом, а также частично передать суще­ ствующие здания на мелких станциях в связи с упразд­ нением на последних пткол для использования под жилье агентам дороги. В финансовом отношении организация школы и интерната больших затрат, чем несет сейчас дорога, не будет, так как главной базой, снабжающей интер­ наты и школы линии продуктами, учебными пособиями, является Ленинград. Учитывая же стоимость провоза пересылаемых грузов Отделом Просвещения на линию, снабжение в Ленинграде учебного заведения будет зна­ чительно дешевле. В данпом вопросе можно рассчиты­ вать на возражение со стороны некоторых работников, которое может сводиться к тому, что, в связи с колони­ зационными задачами дороги нам необходимо сосредото­ чить работу но обслуживанию населения школами непо­ средственно на линии. С этой точкой зрения нужно согласиться, но учитывая абсолютную невозможность в ближайшие годы иметь специальные помещения под нужды школ, а также произвести достаточное снабжение необходимыми учебными пособиями школ, нам необходимо найти выход из положения, каковым может являться выдвинутое иоложепие организации школы с общежитием в Ленинграде. Время кустарничества отошло—мы должны стре­ миться к серьезной систематической и строго продуман­ ной работе. Думать об организации школ, не говоря уже о более повышенном типе, как, напр., школа II ст., при наличии мало подходящих помещений,' а также при отпуске средств, далеко не покрывающих всех вызываемых жизнью расходов, ошибочно. Для проведения в жизнь новых достижении педагогической мысли необходима соответствующая обстановка, имеющая под собою дос та ­ точную материальную базу. Необходим хороший работ­ ник— педагог, но для этого необходимо обеспечить его сносным помещением. Есть ряд работников в настоящий момент, которые до сего времени не имеют своего угла, и спят на столах в учительской комнате п в классах, не говоря уже о севере—означенный факт молено наблю­ дать па ст. Званка. Организация в Ленинграде обще- жития даст возможность пригласить лучшие педагогиче­ ские силы и тем лучше обслужить население школой. Для рабочего безралпчно, будет ли его ребенок нахо­ диться в общежитии станций: Мурманские Ворота. Пе ­ трозаводск, Рыбацкое или Ленинград, его интересует лишь одно, чтобы ребенок вышел пз школы вполне подготовленным, развитым, могущим быть борцом и активным строителем Рабочего Государства. Одновременно с построением школьной сети соцво- совских учреждений выдвигается вопрос о наиболее ра­ циональном использовании в интересах железнодорож­ ного населения и сети профтехпических учебных заведении. 1) условиях настоящего времени центром внимания в работе должны быть школы фабзавуча, контингент учащихся которых состоит исключительно из детей ра­ бочих. В классовом отношении— это самая выдержан­ ная единица из всех типов школ. Положение нроф- технического образования по сравнению с Соцвосовскимн учреждениями далеко не находится в благоприятных условиях. Не имеется при школах оборудования учени­ ческих мастерских, отсутствие которых уже не дает права называться школой фабзавуча. Не было до сего момента специального кадра педа­ гогов. Методы преподавания в школах фабзавуча не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz