Вестник Мурмана. 1924, № 15.

Х° 15 (67). а предоставленный Мурманской жел. дорогой вагоп для приезжающих, так называемый „вагон-гостиница", ничем кроме своего названия, гостиницы не напоминал. Устрой­ ство более или менее сносной гостиницы и помещения для ярмарочного комитета, ярмарочных собраний и биржи,—одна из неотложнейших потребностей Мурманска как ярмарочного города. Естественно, что развитие торговли потребует усиленных финансовых операций: кредитных, учетно-ссудных, переводных и т. п., это обязывает местное отделение Государственного банка принять все зависящие от него меры, чтобы выполнять предъявляемые в нему требования. Увеличение и улуч­ шение складочных помещений, быстрое и тщательное выполпепие траиспорти ых и ногрузочно-разгрузочных операций, вот требования, которые может предъявить ярмарочное дело в будущем к Мурманскому порту и Мурманской жел. дороге-Таковы главные мероприятии в самом Мурманске, осуществление которых должно создать благоприятную обстановку для торговых ярма­ рочных операций. Русская торговля от участия в Мурманских ярмар­ ках может извлечь огромные выгоды. Только использо­ вание железно-дорожного тарифа, понижаемого на ярма­ рочные сроки па 40 -50% , обещает миллионные барыши, так как льготные сроки длятся не менее ‘2 месяцев, то провезти в Мурманск за это время возможно до 4 ,5— 5 милл. пуд. грузов и столько же вывезти внутрь страны. Если принять, условно, что каждый пуд прове­ зенного груза дает возможность съэкономить 10 коп.. то весь провезенный груз даст остаток уже в 1 .000 .0ПОруб. Нам представляется, что уже этот элементарный расчет достаточно показателен для оценки той роли, какая принадлежит Мурманским ярмаркам в общегосударствен­ ной торговле. В дополнение к приведенному примеру можно было бы привести не один столь же наглядный расчет. Особо крупную роль на Мурманских ярмарках могли бы занять торговые органы и предприятия Каре­ лии. Географическое положение последней позволяет ее торговым кругам развить обширную транзитную тор­ говлю, обслуживал бассейн Онежского озера, Мариинскую систему и даже верхнее Поволжье. Для этого им пришлось бы использовать водные пути названной системы и благоприятное положение, некоторых пунктов на запад­ ном берегу Онежского озера. К таким пунктам следует отнести Медвежью Гору, Петрозаводск и железнодорож­ ные станции, расположенные между ними, где железная дорога близко я удобно подходит к воде Онежского озера, давая возможность легко перегружать товары из вагонов в суда и наоборот. Конечно, для этого пришлось бы приступить к оборудованию этих благоприятных для транзита пунктов, с целью превращения их в коммер­ ческие гавани. Этим путем можно было бы принимать 11 пз Мурманска на озеро п с озера на Мурманск несколько миллионов пудов различных грузов в течение навигации. В будущем же этот путь мог бы пропускать поток гру­ зов в несколько десятков миллиопов пудов, так как роловина пропускной способности Мариинской водной системы могла бы пойти на мурманское направление; полная же пропускная способность названной системы в Одну навигацию достигает 2 0 0 .0 0 0 .0 0 0 пудов в обоих направлениях. К сожалению, па бывших Мурманских ярмарках ни одно торговое учреждение Карелии не высту­ пало; надо полагать, что об использовании указанного комбинированного транзитного пути карельский торговый мир до сих пор пе думал. II так, па долю Мурманских ярмарок в будущем выпадает огромная торговая задача, связать в процессе обмена русский северо-запад, его промышленность и тор­ говлю с европейскими п даже американскими странами с их торгово-промышленными, кругами. Только в этой плоскости мыслимо расширение ярмарочных операций, вне ее Мурманские ярмарки в дальнейшем будут обречены на весьма ограниченную деятельность. Думаем, что организаторы ярмарок в .Мурманске разработают до над­ лежащей полноты и с соответствующей добросовестностью высказанные здесь схематичные соображения, дополнят их и создадут прочную основу для будущих ярмарок. А . Х(>]к)іп;аі'нен. Нужда в кооперативе. В с. Керети на лесопильном заводе Д* 42 рабочие давно нуждаются в кооперативе. Своего, заводского нет, а Керетское ЕПО, членами которого состоят некоторые рабочие завода, потребностей заводского населения не удовлетворяет. Керетское ELIO ведет свои дела, главным образом, с рыбаками и поморами промышленниками, отсюда исключительно обслуживание только последних. В настоящее время на заводе предполагает открыть свое отделение Керетское ЕПО и поступило предложение от Чупинского кооператива, цепы на товары у которого на 3 0—40°/о ниже цеп Керетского кооператива. Соби­ рали по этому поводу собрание рабочих завода, по опре • деленного решение не вынесли. Кооператив же па заводе необходим, все равно, кто здесь откроет свое отделение,— Мупинское пли Керетское ЕПО,— только откройте скорее и дайте рабочим завода нужные ему товары по доступ­ ной цене. Нужда в таком кооперативе здесь велика и местной кооперации следует поторопиться. Ф. М У Р М А Н А.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz