Вестник Мурмана. 1924, № 14.
№ 14 (66). М У Р М А Н А. над перевозкой свежей трески показал, что приго товленную таким способом треску можно сохранить в течение 20 дней. Куски льда для пересыпки рыбы берут размером с куриное лицо, или мельче, смотри но размерам рыбы. При укладке рыбы пе повреждать кожу. Измельченный лед насыпается на дно ящика, в котором предполагается отправить рыбу, и затем слои рыбы пересыпаются слоями измельченного льда. Количество последнего варьирует в зависимости от времени года: в теплое время кладут льда почти столько же, сколько рыбы, в холодпое время— ограничиваются половинным количеством. ‘Іщпки плотно и туго забиваются крышками и грузятся для отправки; 4 ) лед для устройства ледника на судне и для пересыпки рыбы может быть получен из льдохранилища на ст. Мурманск. Все операции должны быть произведены средствами Желрыбы, под наблюдением и руководством с техни ческой стороны агентов Холодильного отдела. Тара для свежей рыбы должна быть заготовлена заблаговременно, в виде ящиков со щелями для стока талой воды или корзин, размером 11./2 арш. X 1 арш. X X 10 вер.: в такой ящик или корзину помещается 11— lw пудов рыбы со льдом, или размерами 1 арш .Х X % арш. X 10 вер., вместимостью 5— 0 пуд. рыбы со льдом. Установка ящиков в вагоиы должна быть произ ведена, но возможности, так, чтобы вода из верхних ящиков не попадала в нижние. В зависимости от количества груза, отправка его может быть ускоренными маршрутными или товаро- пассажирскими поездами. 1.5 последнем случае погрузка ее должна быть приурочена ко времени отправки этих поездов из Мурманска. Вагоиы под свежую рыбу должны подаваться совер шенно исправные, исключающие какие-либо аварии в пути. Прибывшая в Ленинград рыба передается заранее намеченпыи покупателям. Дружными, энергичными и смелыми действиями надо положить конец торговле тухлой рыбой. Транспортировка свежей рыбы будет огромной за слугой пред страной взявшего на себя ночип учреждения, в данном случае —Правления Мурманской жел. дор. в лице Желрыбы, и несомненно произведет крупный переворот в рыбопромышленности северного края этой обеспеченной, надо полагать, выгодами операцией. Стукалии. Дееные богатства и жидищный вопрое*). Колонизация Карельско-Мурманского края тесно свя зана с природными богатствами севера. Болеэ осязатель ными из них являются леса. Они тянутся на тысячи верст и грапичатся с полосою тундр. Дремотное состояние их нарушено. 15 глухих дебрях прошла линия железной дороги, беспрестанно начинают стучать топор, молот и пила. Стук их день за днем раздается громче и громче. Выростают избы, выростут деревни и села. ГІа лесоза готовках (район Мурманской жел. дор.) работает до G тыс. человек. Одни пришли от берегов Белого моря (южная часть Кольского полуострова), другие из Карелии. Безработица в городах и упадок рыбных промыслов на Мурманских берегах увеличат число рабочих рук, лишь бы был на них спрос. И хочется твердо верить в ши рокое развито лесного промысла, как одного из главных факторов колонизации Карельско-Мурманского края и берегов Ледовитого океана. В связи с лесными заготовками, казалось бы, должен стоять жилищно-строительный вопрос. Обойти его мол чанием нельзя. Чем глубже удаляешься к холодным бе регам за полярный круг, тем сильнее чувствуется жи лищный кризис. Не говоря уже о Мурманске и рыбаках побережья, где испытывается большая пужда в жилищах и дровах, острота жилищного вопроса чувствуется но всей линии Мурманской линии. Увеличение жилой пло щади при местных географических и экономических условиях является одной пз важных и трудных колони зационных задач. Возведение же единичных зданий, как это делается в обычном порядке, требует долгого вре мени, больших средств и встречает на своем пути не мало заминок и препятствий технического характера. !) ].! дискуссионном порядке. Жилищная проблема за полярным кругом требует к себе не случайного и мимолетного внимания, а глубокого іі вдумчивого отношения устроителей края и правитель ственных органов. Само население в разрешении этого вопроса было и останется беспомощным: оно пе имеет перевозочных средств, инструментов и не организовано в артели для совместной борьбы с природою севера. Да и старые методы разрешения жнлищпого вопроса в дни господства техники являются отжившими свое время. Скажите, разве ие примитивность в форме доставки необработанных кряжей леса на берега Кольского залива за сотни верст от лесной дачи? Не проще ли построить дом по известной мерке на месте? Правда, па это можно возразить, но пе оправдать кустарного производства по строек. Мы его наблюдаем повсеместно. Он не опра вдывает затраты денежных средств, рабочей силы и траты материала. Колонизационные задачи и рациональная экспло- атация лесных богатств в корне должны изменить систему жилищного строительства на крайнем севере. Ее можно мыслить в плоскости широкого применения современной строительной техники, т. е. механизации производства жилищных сооружении. Вплотную к этой системе по дошло московское акционерное общество „Стаидартстрой “ . Сборные его дома были показаны па Всероссийской сельско - хозяйственной выставке. Они, мне кажется, являются первыми вестниками благоустроенных жилищ пашей отсталой и бездорожной деревенской Руси. Механизированное строительство изб заинтересует широкие слои населения холодной окраины: переселенца, рыбака, карела и лопаря тундры. Они охотно закажут для себя избу и расплатятся предметами своего про-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz