Вестник Мурмана. 1924, № 14.

ВЕСТНИК № 14 (66). Конечно, холодильное дело займет надлежащее ему положение в рыболовстве и рыбной торговле далеко не по гигиенический или филантропическим соображениям. Оно разовьется потому, что оно выгодно: выгодно и для рыбопромышленности и рыбной торговли, с одной сто­ роны и для обывателей— с другой и даже далеко не бесполезно с точки зрения государственных финансов. Особенно многого может ждать от развития холодильного дела и связанной с ним возможности сбыта в свежем виде наша главнейшая рыбопромышленность области— Северный океан. На эгих водах добыча рыбы, если измерять ее в свежем необработанном виде, может выразиться в ко­ лоссальных размерах—около 30 милл. пудов (проф. Лях- иицкий), составляющих свыше 50°/о всего улова страны. Так как важнейшим промысловым сезоном на ее- верных водах является висна и лето, когда добывается около годичного улова, то рыба, добываемая на Мур- мане— соленая почти вся (надо добавить— чрезвычайно скверно), несмотря па крайнюю невыгодность соления. Соленые товары на потребительских рынках расце­ ниваются всегда дешевле свежих. По данным статистического отдела Московской Го­ родской Управы, средние ежемесячные цепы 1912 г. г. копейках за фунт были следующие (данный взяты но Кевдипу): Аа гаЕ2 3 к н -с С jij J А а Q -3чg d ес О<ч и 5 \о н о*ч оС* 2 < rZ К Я < __ о Q и* О >—< Н“I О в к О и е й к а X, 'л а Ф Ув Т. ;іа свежую: Осетрину (і8 68 58 50 52 50 53 53 55 СО 59 63 Севрюгу . (>() 60 52 41 38 40 40 43 48 53 53 Белугу . 42 40 37 0 31 33 33 3(5 37 38 37 37 Сомовину 23 23 23 • 3 2-1 20 20 22 23 24 25 22 На со.юную: V Осетриву 33 33 33 33 32 30 32 32 33 24 34 34 Севрюгу • 31 31 3! 29 29 28 28 28 29 31 31 Нелу гу о0 30 30 30 30 13 32 32 осо 32 34 33 Сомовину ..................... 17 17 17 7 17 19 19 20 22 22 22 Разница, как видно, в ценах настолько значительна, что в зимние месяцы достигает па некоторые сорта, как севрюга и осетрина, до 100 ° /0 и более. Все, что происходит на Московском рынке, является более или менее характерным и для всех вообще потре­ бительских рынков страны и отражается соответствующим образом и па местах производства товаров. Практикуя современные способы соления Мурманская рыбопромышленность выручает за уловы несравненно менее того, что могла бы выручать, если бы большая часть улова шла па рынки сбыта в свежем виде. Можно даже приблизительно представить размеры того, что недовыручается ею при современных условиях. По данным за 1913 г. добыча рыбы на Мурмане выразилась около 3-х милл. пудов. Принимая утечку при солении равной в среднем лишь 2 0% , мы будем иметь утечку от приготовления соленых товаров (ИЮ.ООО пудов. Но тогдашним ценам, считая но 15 к. за фунт,— это значит, что одна утечка от приготовления соленых товаров заставляла терять свыше 3 .600 .000 руб. в год. Но невыгодность соления заключается не только в том, что происходит утечка, но и в том, что соленые товары продаются дешевле свежих, следовательно, вся потеря от этого способа приготовления гораздо более значительна. Развитие холодильного дела должно также отразиться и на железнодорожном хозяйстве. С увеличением пере­ возок мороженой и парной рыбы все то, что остается теперь па местах производства товаров в виде утечки и усушки, будет перевозиться на места потребления, и доход дороги от рыбных грузов должен повыситься от одного этого, не говоря уже о том. что железная дорога будет выручать значительную плату и за свои спе­ циальные услуги по применению холода к транспорту и хранению. Осуществить теперь приспособления и устройства для перевозки рыбы с Мурмана в свежем или моро­ женом виде затруднительно по финансовым и техни­ ческим соображениям, вследствие чего для начала воз­ можно ограничение простейшими неотложными устрой­ ствами, кои послужат как бы исходным началом в крупном деле, которое неизбежно будет призвано к жизни, надо полагать, в ближайшие же годы. К таким простейшим и неотложным устройствам надо отнести: 1) па существующих судах, промышляющих ловом, устроить ледники, емкостью около Г ,, кв. саж. для за­ паса льда, изолировав его надлежащим образом; 2) на ст. Мурманск, Кандалакша, Сорока и Охта устроить холодильники временного типа, емкостью по 1 ‘/ з— 2 тысяч пудов для краткосрочного хранения рыбы в ожидании погрузки. Применительно к этому и следует организовать пе­ ревозку свежей рыбы в предстоящем сезоне, для чего необходимо: 1) определить количество рыбы, подлежащей пере­ возке. Максимум ее ограничен возможностью сбыта не­ медленно по доставке. Торговые фирмы, учреждения и кооперативы должны быть запрошены, в каком количестве каждый из них может взять для реализации доставленного груза. Подготовку сбыта должна взять на себя Желрыба. Доставка должна вестись вагонами не менее 250 —300 пуд. рыбы, при таком же весе рыбы в таре; 2) чтобы иметь хороший продукт сбыта, надо до­ ставить к месту погрузки, в данном случае на ст. Мур­ манск, рыбу совершенно свежую и, желательно, укупо­ ренную в тару уже на судне, и в крайнем случае укупорку произвести быстро у места выгрузки судна, к приходу коего, тара, лед, рабсила должны быть приготовлены; 3) свеже-пойманную рыбу тут же на судне немедленно после улова следует очистить, вынуть внутренности, вырезать жабры, обмыть ее морской водой, дать стечь крови и затем укладывать в тару, пересыпая ее льдом. Опыты транспорта рыбы в таком виде показали, что рыба—камбала и палтус—отлично сохраняется в течение 14 дней. При опытах, произведенных с крупной камбалой; удалось сохранить ее в течепие 31 дня. Опыт, произве­ денный холодильным Отделом Управления Мурманской дороги в 1922 г., совместно с некоторыми учреждениями

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz