Вестник Мурмана. 1924, № 14.

18 В Е С Т Н И К № 14 (66). рала сэра Яна Гамильтона (шотландца), который когда то был моим гостем на маневрах, бургомистра города Эдин­ бурга лорда ІІровоста и капитана английского флота, коменданта морской станции. Последний обратил мое внимание своим сконфужен­ ным видом во время его тихой беседы с соседом по сголу, моим адмиралом Зепденом. После обеда Зенден представил мне капитана, который показался мне еще более смущенным, чем за обедом. Когда общий разго­ вор кончился, я спросил оопдена, что такое в сущности случилось с этим капитаном. Адмирал, смеясь, расска­ зал, что за обедом ему удалось узнать от своего соседа, что это он был тем командиром, который захватил в бур­ скую воину два немецких парохода; теперь он очень боится, чтобы я об этом не узнал. Но Зенден успокоил его, сказав, что он может быть уверен в моей благо­ дарности. „Благодарности? За что?“ удивился англича­ нин. „За то, что вы облегчили для императора приня­ тие рейхстагом морского закона*’. Очень интенсивно протекали работы но сооружению торпедных лодок и в 1.SS7 году первый немецкий ди­ визион торпедных лодок явился под командою моего брата, принца Генриха, в Англию на пятидесятилетний юбилей королевы Виктории. Быстрым темпом шла постройка укреплений на Гель­ голанде, который должен был служить базой для ма­ леньких крейсеров и торпедных лодок, а позднее—и для подводных лодок. О увеличением флота потребовалось расширение ка­ нала императора Вильгельма. После долгих прении были сооружены огромные шлюзы, которые впоследствии поз­ волили входить в канал и дредноутам. Устарелые верфи также были приведепы Тирпицем в порядок согласно последнему слову техники, а рабо­ чие поставлены в панлучшие социальные условия. Лишь тот, который, кнк я, присутствовал с самого начала ра­ бот но создапию нашего флота, может оценить всю энергию и работоспособность адмирала Тирпица и его служащих. Когда адмирал Фисхер создал для английского флота судно совершенно нового типа, а именно Дрейтпоут", думая этим обеспечить преимущество Англии на море, весь мир, конечно, пришел в волнение. Всюду хотели перещеголять Фисхера. Я присутствовал на первом обсуждении вопроса, что введение дрейтпоутов в англий­ ском флоте уничтожает все суда прежнего типа. Адми­ рал Тирииц заметил, что подобное положение касается и английского флота, раз остальные государства озабо­ тятся созданием дрейтноутов. Англия сама уничтожает свой громадный материал судов до-дрентноутовского типа и принуждена будет создать новый флот громадпых броненосцев для успешного конкуррированпя со всем миром, т. к. все государства последуют ее примеру. Это будет стоить баснословных денег. Но чТобы высоко держать свое знамя. Англия не остановится перед из­ держками, тем более, что она становится все более за ­ вистливой к чужим постройкам и это ближе всего ка­ сается нас. По делать нечего. О флотом нашего тина мы не можем бороться против дрейтпоутов, и волей- неволей мы должны последовать за Англпей па этом пути. Войпа доказала, вою верность взгляда адмирала. Бес малые суда оказались неприменимыми в сражении. В Англии поднялся шум, когда первый немецкий большой бропеносец был спущен на воду. Мы узнали, что Фисхер и его строители не рассчитывали, что Гер­ мания сможет*”строить большие суда. Поэтому их изу­ мление пе имело границ. Подобное предположение было совершенно неионятпо. Уже тогда пассажирские немец­ кие быстроходные пароходы успешно конкуррировали с английскими. 15 битве при Скагерраке наши большие корабли оказались лучше английских и более выносливыми в огне. До войны постройка подводных лодок тпла не на­ столько быстро, как мне личпо было желательно. Во- первых, морские кредиты были и так слишком обреме­ нены. а, во-вторых, нужно было еще собрать больше данных для нового дела. Тирпиц полагал, что тот тин лодок, который преобладал в других государствах, слиш­ ком мал и годен лишь для защиты берегов. Германия должна была выстроить подводные лодки, могущие хо­ дить в открытом море. Для этого нужен был больший тип, но его надо было достигнуть постепенно. Это по­ требовало много времени и' большой возни с моделями. Поэтому в 1914 году мы имеш очень ограниченное количество готовых лодок. Но даже с этим количеством мы могли бы сильпее воздействовать на Англию,- если бы канцлер не боялся слишком возмутить ее. Число и мощность лодок быстро увеличилось с начала войны. Надо брать во внимание, что действует лишь 1/ ;> имею­ щегося количества, 7 ;і находится на обратном, пути, а */3— в починке- Могуществу наших подводных лодок удивлялся весь мир, и они заслужили глубокую благо­ дарность родины. Дсшомсъ о Мураме. Штриха пером. Когда мне приходится читать статьи, брошюрки и целые тома, посвященные доказательству того огромного значения, которое должны сыграть в экономическо-промышленноп жизни нашей России Карело-Мурманский край, Мурманская жел. дорога и Мурманский незамерзающий порт, меня охватывает странное, неприятно-досадное чувство на... их авторов. Да, на авторов! Из песни слова не выкинешь. Не подобно ли это бесполезному усердию доказывать неким тупицам, что 2 X 2 = 4, четыре, хоть ты тут тресни, коли они твердят свое— 5 — и баста! * Первым русским Колумбом, открывшим Мурман, был новгородец. Новгородцы, по словам академика С. Ф. Платонова, шли сюда „ватагами" „для приобретения всякого рода то­ вара на новгородский рынок“ . Купец, торгаш-новгородец еще в X I I I веке учуял, что в этом диком и почти безлюдном крае ждет его не малая добыча. lie л іі говорить правду, то и москвичи не отстали: в то время, как новгородцы шли на Мурман „с Карельского берега и из Онежской избы",—москвичи двигались туда же „с Печорской стороны через горловину Белого моря“ ... 1 Іо шли они сюда не за товаром, а совершали этот далекий тяжкий путь... (совестно даже сказать!)... „за ловчими птлцами (соколами) для княжеской охоты".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz