Вестник Мурмана. 1924, № 13.

№ 13 (65). МУРМАНА. Цодожение Щетеородо гичеекого дела на |УІурманекой жед. дор, В связи с расформированием ЦАГРУ, перед НКПС встал вопрос о судьбе транспортной метеорологии. Необходимая почти для всех Служб Управлений железных дорог Метеоро­ логия, однако, сразу оказалась на положении падчерицы: ни одна из Служб не хотела признавать ее своею, никто не хотел в наше трудное в материальном отношении время брать на себя заботу о только что подрастающей и не получившей прав гражданства на железной дороге молодой науке: „из нее-де прямой выгоды не извлечешь, когда еще Метеорология станет настолько на ноги, чтобы быть нам полезной4',—заявляли инженеры-практики. Однако, в Центре рассудили иначе: не только то нам нужно, из чего сейчас же можно извлекать пользу, а и то, что в будущем обещает практическое приложение к жизни. Метеорология—наука еще совсем молодая, но и то, до чего она дошла, уже обеспечивает ей почетное место и среди технических знаний. Приказ НКПС, кроме использования существующей сети метеорологических станций, предусматривает создание спе­ циальных и общеметеорологических станций на линиях жел. дорог, обслуживаемых агентами Службы Связи. Этим создается еше одно техническое преимущество сосредото­ чения метдела в этой Службе — облегчается управление метсетью. Н е ограничиваясь одной только „службой погоды**, Приказ НКПС расширяет и углубляет роль Метеорологии на транс­ порте, предлагая метеорологам составлять метеорологи­ ческие характеристики т е л . дорог и организовать специальные исследования по изучению отдельных метеорологических явле­ ний, влияющих на транспорт (метели, ливни, гололед, снеж­ ный покров и пр.). На Мурманской жел. дороге Метеорологическое дело перешло от Агрослужбы в Службу Связи и Электротехники в ноябре 1923 г. в самом зачаточном состоянии: постоянный недостаток средств в ЦАГРУ не дал возможности развить метдело за несколько месяцев работы в Агрослужбе. Было произведено обследование линии в целях организации мет- сети, организован один метпункт, разработаны планы, но привести их в исполнение не пришлось. Эта обязанность лежит теперь на Сл. Связи. План работ на 1924 год. Очень кстати для начинающегося здесь нового дела пришелся XIX съезд Связи в середине 1923 г., на котором впервые была организована Метеорологическая Секция. Р а ­ боты этой Секции и шедшего параллельно с ним Служеб­ ного Совещания по Метеорологии, утвержденные Съездом, 4. Помни, что живешь и работаешь в Советской России, где печестному труду и халатности пет пощады: затверди на память ст.ст . 108 и 110 нашего Уголовного Кодекса. 5. Канцелярия — не спальня. Выспись дома, а здесь— бди. 6 . Канделярия—пе гостипная и не увеселительное собрание: посторонним разговорам о текущих новостях и сплетнях здесь пе место. 7. Работой поспешай, да другим не мешай. Глу­ пость— лень ума, леность— глупость тела. 8 . Будь предупредителен и вежлив с просителем, но кроме дела ни о чем с ним не говори. 9. Суетливость— враг работы, а спокойствие и ти­ шина— ее друзья. 10. Помни: самый маленький винтик в машине не менее важен, чем главный маховик. Ж Рахманинов. положили основу всей будущей очень большой и ответст­ венной деятельности метеорологов Управлений жел. дорог. В целях конкретизации и приближения к действительным потребностям дороги задач метеорологического дела на Мур­ манской ж. д. еще летом 1923 года были собраны сведения от различных Служб и Отделов Мурманской ж. д., а в январе с. г. Службой Связи было созвано совещание представителей других служб, подтвердившее эти требования. Они сводятся к следующему: I. С луж б у П ути интересуют такие метеорологические факторы : 1. Количество и характер осадков; распределение их по времени года; ливни, их продолжительность и интенсивность. 2. Толщина и характер залегания снежного покрова, особенно к концу зимы и времени начала таяния снегов. 3. Время начала таяния снегов, весеннего половодья, вскрытия рек, прохода вешних вод; время замерзания вод. 4. Почвенные воды и мерзлота грунта. 5. Сила и направление ветра в зимнее время, 6. Состояние погоды и температура воздуха. II. С луж б у Тяги и Эквплоатации: 1. Ветер, сила его и направление. 2. Температура воздуха. 3. Туманы. 4. Гололед. 5. Осадки и снежный покров. ill. С луж б у Связи и Электротехники: 1. Гололед, туманы \ 2. Метели и бури, | Разрушение линий. 3. Грозы; земные токи (нарушение передачи). IV. Колонизационный Отдел и Врачебный: 1. Климатические данные для различных станций Мурман- ской ж. д. 2. Метеорологические данные для определенных периодов. V. С лужбу Эксплоатации и Хозяйственный Огдел Правления: 1. Состояние грунтовых дорог и водных путей. 2. Состояние погоды и температура воздуха и почвы. 3. Климатические данныя. 4. Состояние хлебов, трав и различных культурных и некультурных растений (фитофенопогические данныя). 5. Сгедения о животном мире (зоофенологические данныя). Однако, крайняя скудость средств, отпускаемых на мет- службу НКПС в ц^лом и Управлением Мурманской ж. д., в частности, заставляет нас сейчас ставить себе более кон­ кретные и узкие задачи, согласно „Перспективному плану работ по Метеорологии", утвержденному последним Всерос­ сийским Съездом Ш, намечен следующий план организации сети метеорологических станций Управлениями жел. дор. и водных путей. Организация метсети. Во-первых, необходимо использовать все те станции других ведомств (и прежде всего действующие станции гос- метсети), которые существуют в районе железной дороги (считая районом полосу около 100 верст в каждую сторону от дороги). Во-вторых, на линии жел. дороги организуются мете­ орологом Сл. Связи новые станции общеметеорологического характера (II разр. І-го класса) в тех местах, которые не доста­ точно освещены существующей сетью. В-третьих, на участках, подверженных заносам, размывам, осыпям и т. п., устраиваются метстанции специального назначения для изучения угрожающих метеорологических явлений. Наконец, для детального освещения дороги, для органи­ зации информационной метслужбы на линии учреждается сеть метпунктов для бесприборных (или с простейшими при­ борами) наблюдений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz