Вестник Мурмана. 1924, № 13.

Е С Т Н И К № 13 (65). новых данных к материалам но олонецким и тверским ь*арел«щ позволяет приступить к общей сводке н сделать антропологическую характеристику карел. Собранный материал по постройкам с большим числом рисунков, фотографий и планов с точными обмерами, явится обсто­ ятельным и ценным дополнением к работе Вломстед и друг- о карельских постройках. Собрашіе карельских клейм, в несколько раз коли­ чественно превышая опубликованные, меж.ду прочим, II. С. Ефименко, даст возможность разобраться в осо­ бенностях данного явления у карел. Ознакомление с одеждой и занятиями населения и общие этнографиче­ ские наблюдения в двух обособленных районах дают картину быта кемских карел и позволяют сопоставлять их с олонецкими и тверскими, более подробно изучен­ ными нашими экспедициями за последние 4 года. К со­ жалению, мало удалось привезти музейпых предметов. Без денег, располагая лишь обменным материалом, мало пригодным для местного населения, при трудностях передвижения, мы могли привезти лишь несколько мел­ ких вещей и две старинных иконы из упраздненного лет 70 назад Топозерского старообрядческого скита, переданных мною в Художественный Отдел Русского Музея. Но теперь мы знаем, что и где можно приобрести И; когда будут средства, эту задачу выполним. гі. колотаpea. ■НОТ и Мурманская железная дорога. (Окончание). 23 . Вопрос подхода к наиболее продуктивному вне­ дрению НОТ'а чрезвычайно важен, и в этом деле нельзя наперед предрешать все детали этого. *)ти детали, а равно и практику должны выяснить ближайшие попытки и опыт, которые и надо без предрешения, со всей гиб­ костью. обсуждать; однако, заранее можно наметить не- которые направления. 24. В конце концов цель не та, чтобы заставить того или иного человека не сидеть ни одной минуты без дела, а чтобы сократить общие расходы, и эту цель необходимо ясно сознавать. Предположим, напр., что вводится изучение маленькой станции, где сидят на­ чальник станции и его помощник. Представляет ли интерес изучение их работы^ С бытовой сторопы— огромный. О точки зрения общей экономии дороги— малый, потому, что раз эта станция сама ио себе справляется с работой, что может дать хронометраж работы ДО? Если окажется, напр., что половину служебного вре­ мени он без дел, значит ли это, что можно сократить его помощника и дать дежурить круглые сутки? Или можпо ли отсюда заключить, что такова его работа будет и завтра, и через месяц, несмотря на сезонность пере­ возок и проч. условия? Конечно, если бы станция не справлялась, были бы задержки в движении, требование усиления персонала, тогда вопрос мог бы быть иначе поставлен. 25. Поэтому первое заключение, которое надо сде­ лать— начальные шаги Н О Т а должны быть применены не к единицам, а к массам, не к малым станциям, а к большим, не там, где влияет местная обстановка быта, откидывающая НОТ. а там, где влияние этих случайных особенностей быта наименьшее. 26 . Далее, все исходя из того же массового харак­ тера НОТ а, надо желать, чтобы, но возможности, исклю­ чить из пего все касающееся индивидуальной личности. Если опять вернуться к вышеприведенному примеру, т. е. возможному изучению работы ДС, и допустить, что работа его будет изучена и обсуждена, то непременно выдвинется при этом изучении личная критика ДО, тут дс он хорош, там плох и проч. Конечно, органы дороги вправе входить в это, но это не есть ближайшая задача ІІОТа , а совсем особая задача и, ввязываясь в нее, можно сильно затруднить НОТ во всех его шагах. 27. Отсюда второй вывод— необходимость и с этой стороны уходить от индивидуального к массовому. 28. Далее в этом изучении массовых явлений- погрузка, выгрузка, составление поездов, контроль и проч, можно яттп, как указывалось выше,— во-первых, но линии изучения занолценности рабочего дня, а во- вторых — но линии изучения целесообразности хода работы. Если иттн по первому, то неизбежен результат— приказ достичь такой-то нормы. В одних случаях это будет хорошо, а в других, где условия работы не вполне отвечают изученному образцу,— нриказ будет вредным для дела и вызовет нарекапия на весь НОТ. 29. Вся суть должна быть поэтому переложена во второе.— в изучение того, как улучшить процесс производства, и только попутно может быть вопрос— о заполнении рабочего дня. 30. Предположим далее, что хропометрааіем изучена какая-нибудь область работы; что должпо быть поставлено вслед? 'Го, что диктуется самой теорией: 1) продумывается каждая деталь сделанной работы и, если нужно, в свою очередь, изучается добавочным хронометражем, 2) изучается, какие лишние трения и лишние дви­ жения имеются в каждой детали, и какими причинами они обусловливаются и 3) каков тог идеальный по­ рядок, который устраняет все минусы и дает наи~ больший эффект. Когда это сделано, то этот идеальный порядок указывается подробно письменно; в этой письменной инструкции во всяком случае обязательно указание: 1 ) последовательность операций, 2 ) срок и 3 ) орудия производства. 3 1 ) Если предыдущее выполнение невозможно, то этим устраняется все лучшее в проведении НОТ ’а. Тогда останется только одно— голос требование о выполнении урока без указания средств и способа его

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz