Вестник Мурмана. 1924, № 13.

№ 13 (65). М У Р М А Н А . 9 наблюдений, как Архив Главной Физической Обсерватории и наиболее компетентных метеорологов России в лице ее научных сотрудников. Мы считаем необходимым обратиться в Правление Мурманской ж. д., в ЦШ Мет з а содействием в скорейшем осуществлении идеи о создании Климатических очерков Мурмана и Карелии, для чего: а) просить ЦШУ учредить Комиссию из представителей НКПС и ГФО для разработки плана работ и самих очерков; б) отпустить сред­ ства для собирания имеющихся материалов з а прежние годы, и в) организовать опытно-исследовательские работы на линии жел. дороги, которые дали бы возможность наиболее плодотворно использовать имеющиеся метеорологические данныя. Казалось бы, что именно на Мурманской ж. д. Метеоро­ логия должна бы найти наибольшее приложение к жизни, но на самом деле нами далеко еще не использованы все возможности, не заложены основы правильной постановки метеорологического дела: у нас нет еще собственной метео­ рологической сети, не организованы специальные метеоро­ логические и геофизические наблюдения (опытные станции), не собраны и те скудные климатические материалы, кото­ рыми могли бы воспользоваться наши колонизаторы, врачи и хозяйственники. Изучая природу, мы научаемся использовать ее положи­ тельные качества и бороться с отрицательными. Дорога, проложенная по болотам и лесам Олонии, по пустынному побережью Белого моря, по тундрам и горам Лапландии является не только удивительным прогрессом техники, но и пионером-исследователем и колонизатором. Эта дорога должна найти и средства и силы для познания изучения и подчинения себе дикой, суровой природы Севера. Б гш н к и . ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ. Шкода на Гурмане . Школа Севера оторвана от географической среды. В этом ее нестроение. Школьная сеть Мурманской губернии разбросана на многие сотни верст. Школы южной части губернии, Терского берега, долгую полярную зиму, около девяти месяцев, бывают отрезаны от всего мира. И только ко­ роткое лето имеют пароходную связь с населенными местами берегов Ледовитого океана и с линией железной дороги. Школы же центральной части Лапландии отрезаны в летний период непроходимой тундрой. С одной стороны географическая отдаленность от культурных центров России и отсутствие путей сооб­ щения но Лапландии, с другой—-тяжелые, климатические условия и, главное, недостаток средств, привели школу на Мурмане в полный упадок. Сеть ее нисколько не расширяется, а, наоборот, сказочно уменьшается: нет сил удержаться на определенных позициях. По данным прошлого учебного года, не касаясь нынешнего, детей школьного возраста в губернии, от 8 до 1 2 лет, име­ лось 2 .873 человека. Из них обучалось в школах 1 .081 , т. е. 34°/о‘ Цифра очень незначительная. Она говорит о том, что грамотность на Мурмане в настоящее время ниже всякой критики. Не так давно как в 1920 году, в губернии функционировало 34 школы. Ничего не оставалось делать, как верить в твердость школьной сети. Вышло обратное. В 1923 году число школ сокра­ тилось на 5 0 ° /0. Отдельные уголки Лапландии— деревни лопарей и рыбаков, остались без школ и учителей. Призыв к населению о поддержании тех и других зна­ чительного успеха иметь не мог по весьма уважительной причине. Сами рыбаки и лопари переживали и продол­ жают переживать хозяйственный кризис. Последний создался на почве упадка рыбацкого инвентаря, олене­ водства и крайне низкой расценки предметов их про­ мысла. Отношение к рыбакам Мурманского побережья про­ мышленных и торговых организаций разоряет их не только экономически, но и ведет к духовному оди­ чанию- И это довольно ярко сказывается на Терском и Мурманском берегах. Рыбаки настроены павически, они готовы покинуть насиженные места, часть уже покинула. Среди существующих школ преобладают одноком­ плектные, с трехгодичным обучением. Школ второй сту­ пени вовсе нет. В самом Мурманске, губернском центре, имеется только одва семилетка. Школьный инвентарь, пе говоря уже о библиотеках, повсеместно пришел в ветхость. В большинстве пщол нет достаточного количества учебных пособий— книг, бумаги, чернил и проч. Некоторые учителя ведут и теперь преподавание по старым учебным пособиям. Изобретательность отдельных школ, как Ловозерекая и Умбская, поражает своею находчивостью, граничащей с изобретательностью доисторического человека. В одной из них ученики пишут на щепах и дощечках, в другой— брусника и черника заменили чернила; так было в прошлом году. Учитель Мурманского края по своей подготовке к школьному делу нисколько ее уступит своему собрату из других районов России. Среди школьных работников преобладают лица со средним и специальным образова­ нием, больше 80°/о, и значительным педагогическим стажем. Но далекая северная окраина успела положить на них свою печать. Они отстали от современных ме­ тодов воспитания и образования подростающего поко­ ления. Печатное слово к ним не проникает и нет по­ стоянной связи с руководящим органом. В таких усло­ виях невольно приходится погружаться мурманскому учителю в умственную спячку и забывать то, чему когда-то учился. Такова, в кратких чертах, характеристика школы на Мурмане. Этим, конечно, затронутый вопрос не исчерпан. Школьные нужды настолько широки, что о ннх можно писать без конца. Но суть в другом. Нам нужно строить на развалинах старой школы новую, и не сразу, а постепенно. Школа крайнего Севера никогда не привлекала, как и теперь, общественного внимания. В этом, конечно, и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz