Вестник Мурмана. 1924, № 13.
№ 13 (65). М У Р М А Н А . 9 наблюдений, как Архив Главной Физической Обсерватории и наиболее компетентных метеорологов России в лице ее научных сотрудников. Мы считаем необходимым обратиться в Правление Мурманской ж. д., в ЦШ Мет з а содействием в скорейшем осуществлении идеи о создании Климатических очерков Мурмана и Карелии, для чего: а) просить ЦШУ учредить Комиссию из представителей НКПС и ГФО для разработки плана работ и самих очерков; б) отпустить сред ства для собирания имеющихся материалов з а прежние годы, и в) организовать опытно-исследовательские работы на линии жел. дороги, которые дали бы возможность наиболее плодотворно использовать имеющиеся метеорологические данныя. Казалось бы, что именно на Мурманской ж. д. Метеоро логия должна бы найти наибольшее приложение к жизни, но на самом деле нами далеко еще не использованы все возможности, не заложены основы правильной постановки метеорологического дела: у нас нет еще собственной метео рологической сети, не организованы специальные метеоро логические и геофизические наблюдения (опытные станции), не собраны и те скудные климатические материалы, кото рыми могли бы воспользоваться наши колонизаторы, врачи и хозяйственники. Изучая природу, мы научаемся использовать ее положи тельные качества и бороться с отрицательными. Дорога, проложенная по болотам и лесам Олонии, по пустынному побережью Белого моря, по тундрам и горам Лапландии является не только удивительным прогрессом техники, но и пионером-исследователем и колонизатором. Эта дорога должна найти и средства и силы для познания изучения и подчинения себе дикой, суровой природы Севера. Б гш н к и . ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ. Шкода на Гурмане . Школа Севера оторвана от географической среды. В этом ее нестроение. Школьная сеть Мурманской губернии разбросана на многие сотни верст. Школы южной части губернии, Терского берега, долгую полярную зиму, около девяти месяцев, бывают отрезаны от всего мира. И только ко роткое лето имеют пароходную связь с населенными местами берегов Ледовитого океана и с линией железной дороги. Школы же центральной части Лапландии отрезаны в летний период непроходимой тундрой. С одной стороны географическая отдаленность от культурных центров России и отсутствие путей сооб щения но Лапландии, с другой—-тяжелые, климатические условия и, главное, недостаток средств, привели школу на Мурмане в полный упадок. Сеть ее нисколько не расширяется, а, наоборот, сказочно уменьшается: нет сил удержаться на определенных позициях. По данным прошлого учебного года, не касаясь нынешнего, детей школьного возраста в губернии, от 8 до 1 2 лет, име лось 2 .873 человека. Из них обучалось в школах 1 .081 , т. е. 34°/о‘ Цифра очень незначительная. Она говорит о том, что грамотность на Мурмане в настоящее время ниже всякой критики. Не так давно как в 1920 году, в губернии функционировало 34 школы. Ничего не оставалось делать, как верить в твердость школьной сети. Вышло обратное. В 1923 году число школ сокра тилось на 5 0 ° /0. Отдельные уголки Лапландии— деревни лопарей и рыбаков, остались без школ и учителей. Призыв к населению о поддержании тех и других зна чительного успеха иметь не мог по весьма уважительной причине. Сами рыбаки и лопари переживали и продол жают переживать хозяйственный кризис. Последний создался на почве упадка рыбацкого инвентаря, олене водства и крайне низкой расценки предметов их про мысла. Отношение к рыбакам Мурманского побережья про мышленных и торговых организаций разоряет их не только экономически, но и ведет к духовному оди чанию- И это довольно ярко сказывается на Терском и Мурманском берегах. Рыбаки настроены павически, они готовы покинуть насиженные места, часть уже покинула. Среди существующих школ преобладают одноком плектные, с трехгодичным обучением. Школ второй сту пени вовсе нет. В самом Мурманске, губернском центре, имеется только одва семилетка. Школьный инвентарь, пе говоря уже о библиотеках, повсеместно пришел в ветхость. В большинстве пщол нет достаточного количества учебных пособий— книг, бумаги, чернил и проч. Некоторые учителя ведут и теперь преподавание по старым учебным пособиям. Изобретательность отдельных школ, как Ловозерекая и Умбская, поражает своею находчивостью, граничащей с изобретательностью доисторического человека. В одной из них ученики пишут на щепах и дощечках, в другой— брусника и черника заменили чернила; так было в прошлом году. Учитель Мурманского края по своей подготовке к школьному делу нисколько ее уступит своему собрату из других районов России. Среди школьных работников преобладают лица со средним и специальным образова нием, больше 80°/о, и значительным педагогическим стажем. Но далекая северная окраина успела положить на них свою печать. Они отстали от современных ме тодов воспитания и образования подростающего поко ления. Печатное слово к ним не проникает и нет по стоянной связи с руководящим органом. В таких усло виях невольно приходится погружаться мурманскому учителю в умственную спячку и забывать то, чему когда-то учился. Такова, в кратких чертах, характеристика школы на Мурмане. Этим, конечно, затронутый вопрос не исчерпан. Школьные нужды настолько широки, что о ннх можно писать без конца. Но суть в другом. Нам нужно строить на развалинах старой школы новую, и не сразу, а постепенно. Школа крайнего Севера никогда не привлекала, как и теперь, общественного внимания. В этом, конечно, и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz