Вестник Мурмана. 1924, № 13.
8 В Е С Т Н И К № 13 (65). На Мурманской ж, д. этот план организации сети сво дится к следующим конкретным мероприятиям: 1. Привлечение к обслуживанию дороги следующих мет- станций: Александровск, Мурманск, Кола— на Кольском за ливе (ст. Убекосевера), Ловозеро и Хибины на Кольском полуострове (станции ГФО), Кандалакша, Сорока, Кемь (Ковда, Гридино)- ст. Убекосевера на Белом море, Паданы, (Выгозеро), (Повенец) Петрозаводск, Свирица, Дубовики (под Званкой) —станции ГФО в Карелии и Леішгр. губ. 2. Согласно „Перспективному плану” , на Мурманской ж. д. предположено открытие Службой Связи и Электротехники в 1923 г.—3-х станций II разряда, а в 1924, 25 и 26 гг.— по одной такой же станции. Вследствие отсутствия приборов и из-за реорганизации метеорологического дела (при переходе его из Агрослужбы в Службу Связи) намеченные еще летом прошлого года три станции до сих пор не оборудованы: это были станции: в Хибинах, в Чупе и в Сегеже. В Хибинах имеется станция ГФО, но плохо оборудованная и, главное, весьма неустойчивая из-за материальной необес печенности наблюдателя: соединенными усилиями Мурман ской ж. д. с Обсерваторией можно было бы поднять эту станцию на должную высоту. В Чупе в июле прошлого года организован метпункт Мурманской ж. ж., наблюдателем коего состоит ж.-д. фельд шер Семаков. Этот пункт действует и до сих пор совершенно исправно. Мы считали бы необходимым развернуть его в станцию II разряда по следующим соображениям: он выгодно дополняет, находясь между станциями Ковда и Гридино Морского ведомства, государственную метсеть: находится б районе колонизации в нескольких верстах от ломок слюды на берегу Чупинского залива; наблюдателем состоит лицо, уже зарекомендовавшее себя как аккуратный и с интересом относящийся к природе человек. Наиболее слабым пунктом является Сегежа, так как предполагавшаяся там организация метпункта летом не удалась, з а отсутствием наблюдателя. Ныне предполагается путем привлечения к этому делу одного из агентов Службы ( ліязи поставить там наблюдения по программе ст. II разряда. 3. Главное внимание „Перспективный план“ обращает на создание специальных станций для изучения угрожающих транспорту метеорологических явлений. На Мурманской же лезной дороге предположено организовать 11 таких пунктов, из них три должны быть организованы в 1924 году, а о т аль - ные в течение четырех следующих лет, по две в год. Это — „наши" станции; они не только всецело должны содержаться железной дорогой, но и обслуживать специаль ные нужды транспорта; на этих станциях могут изучаться: а) снежные заносы и метели; их сила, повторяемость, влияние на транспорт. б) ветра: преимущественное направление и сила их, влияние на движение поездов; в) гололед: его причины, повторяемость, виды, действие на линию: г) туманы: их химический и физический состав, причины, влияние на движение поездов и на телеграфные линии; д) вешние воды и их влияние на транспорт и е) почвенные воды, мерзлота грунта и т. д. На Мурманской ж. д. наибольший интерес представляют метели, ветер, вешние и почвенные воды и мерзлота грунта. Поэтому нам необходимо построить станции на местах, подвергающихся заносам и размывам, а также на дальнем севере, где режим почвы, никем не изучавшийся, безусловно интересен как инженеру, так и агроному, так и геологу. Окончательно установить пункты для этих станций при дется после детальных обследований и изучения местных условий; проектируется в 1924 г. открыть одну между Кан далакшей и Хибинами (Зашеек), одну— на Полярном Круге и одну в Сороке. 4. На Рязано-Уральской, Сев.-Западной и некоторых других существует особая „Информационная служба погоды“ . Все ПЧ (или ШЧ) должны сообщать по телеграфу в Упра вление своей дороги и на соседние участки сведения о погоде. У нас эта служба подверглась, сокращению и ПЧ ограни чиваются лишь сообщениями о начале и конце метелей, снегопада и заносов. Информационная служба погоды (предусмотренная также Перспективным планом) имеет двоякую цель: с одной стороны, эти сообщения с мест дают материал для суждения на местах о дополнении, а иногда в изменении общих пред сказаний погоды, даваемых по линии из центра и для рас чета рабочей силы; с другой—они должны давать матеоро- логу сведения о влиянии метеорологических явлений на жизнь и работу транспортника, дают ему материал для учета верности предсказаний и для всей его работы. Обработка и непосредственное использование метеорологических сведений. Организация станций, содержание сети, инструктирование и инспекция станций —это обязанности на линии. Полу чением наблюдений далеко не заканчивается эта работа. В Управлении наблюдения должны контролироваться и обрабатываться; затем составляются сводки с указанием общего характера погоды, резких отклонений от норм и от влияния на транспорт. Такие сводки предполагается печа тать в „Вестнике Мурмана“ . Полученные через ГФО телеграммы с метстанций дают возможность составлять „Декадный Метеорологический Бюллетень Мурманской ж. д.“ , который будет помещаться в „Бюллетене Мурманской ж. д.". С налажением Информа ционной Службы Погоды эти бюллетени должны приобрести практический интерес не только для учета рабочей силы, топлива и т. п., но и для широких кругов железнодорожников. Наибольший интерес для всякого работника на транс порте и большую пользу для всякого рода работ, расчета числа рабочих, отпуска топлива и т. п., несомненно, имеют предсказания погоды. В настоящее время, по соглашению между НКПС и Г. Ф. Обсерваторией, последняя ежедневно сообщает в Москву, по адресу ЦШМет, предсказание погоды на следующие сутки. Эти предсказания передаются по теле графу во все Управления жел. дор., перерабатываются метеорологами на местах и направляются ими на линию в тот-же вечер по адресу 105. На Мурманской ж. д. такая информация о предстоящей погоде организована с 15 декабря прошлого года с той разницей, что наши сведения получаются непосредственно от ГФО. Кроме того, мы получаем и распространяем с помощью „Вестника Мурмана" и „Бюллетеня Мурманской ж. д .“ долгосрочные (на месяц или полмесяца) и сезонные предсказания общего характера погоды, даваемые Бюро Погоды ГФО. Специальная обработка метеорологических наблюдений. На последнем совещании метеорологов Управлений жел. дорог в Москве, было выражено пожелание о составлении метеорологических характеристик дорог. Климатические данныя различных районов и отдельных пунктов железной дороги являются необходимой базой для работ нашего Колониза ционного Отдела; метеорологические сведения за некоторые годы уже требовались от нас Врачслужбой; не подлежит сомнению, что они могут быть широко использованы и Хозяйствен но-Эксплоатационным Отделом. Вопрос этот, несомненно, давно назрел и ждет своего осуществления. Для этого необходимо, конечно, прежде всего использовать имеющийся уже материал: сделать сводку всех наблюдений, хранящихся частью в ГФО, частью в ГГУ, частью еще в Архангельске (в Гимецентре) кай в сыром, так и в обработанном виде. Далее, весь собранный материал должен быть подвергнут специальной обработке, применительно к нуждам и запросам транспорта. В виду новизны этого вопроса, к составлению программы подобных климатических очерков следовало бы привлечь ряд специа листов, как метеорологов, так и инженеров. Мурманская жел. дорога находится в этом отношении в особо-благоприятных условиях: проложенная по мало исследованному в научном отношении краю и ставящая себе целью колонизацию этого края, она имеет у себя под-боком такое богатое хранилище метеорологических
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz