Вестник Мурмана. 1924, № 13.

8 В Е С Т Н И К № 13 (65). На Мурманской ж, д. этот план организации сети сво­ дится к следующим конкретным мероприятиям: 1. Привлечение к обслуживанию дороги следующих мет- станций: Александровск, Мурманск, Кола— на Кольском за­ ливе (ст. Убекосевера), Ловозеро и Хибины на Кольском полуострове (станции ГФО), Кандалакша, Сорока, Кемь (Ковда, Гридино)- ст. Убекосевера на Белом море, Паданы, (Выгозеро), (Повенец) Петрозаводск, Свирица, Дубовики (под Званкой) —станции ГФО в Карелии и Леішгр. губ. 2. Согласно „Перспективному плану” , на Мурманской ж. д. предположено открытие Службой Связи и Электротехники в 1923 г.—3-х станций II разряда, а в 1924, 25 и 26 гг.— по одной такой же станции. Вследствие отсутствия приборов и из-за реорганизации метеорологического дела (при переходе его из Агрослужбы в Службу Связи) намеченные еще летом прошлого года три станции до сих пор не оборудованы: это были станции: в Хибинах, в Чупе и в Сегеже. В Хибинах имеется станция ГФО, но плохо оборудованная и, главное, весьма неустойчивая из-за материальной необес­ печенности наблюдателя: соединенными усилиями Мурман­ ской ж. д. с Обсерваторией можно было бы поднять эту станцию на должную высоту. В Чупе в июле прошлого года организован метпункт Мурманской ж. ж., наблюдателем коего состоит ж.-д. фельд­ шер Семаков. Этот пункт действует и до сих пор совершенно исправно. Мы считали бы необходимым развернуть его в станцию II разряда по следующим соображениям: он выгодно дополняет, находясь между станциями Ковда и Гридино Морского ведомства, государственную метсеть: находится б районе колонизации в нескольких верстах от ломок слюды на берегу Чупинского залива; наблюдателем состоит лицо, уже зарекомендовавшее себя как аккуратный и с интересом относящийся к природе человек. Наиболее слабым пунктом является Сегежа, так как предполагавшаяся там организация метпункта летом не удалась, з а отсутствием наблюдателя. Ныне предполагается путем привлечения к этому делу одного из агентов Службы ( ліязи поставить там наблюдения по программе ст. II разряда. 3. Главное внимание „Перспективный план“ обращает на создание специальных станций для изучения угрожающих транспорту метеорологических явлений. На Мурманской же­ лезной дороге предположено организовать 11 таких пунктов, из них три должны быть организованы в 1924 году, а о т аль - ные в течение четырех следующих лет, по две в год. Это — „наши" станции; они не только всецело должны содержаться железной дорогой, но и обслуживать специаль­ ные нужды транспорта; на этих станциях могут изучаться: а) снежные заносы и метели; их сила, повторяемость, влияние на транспорт. б) ветра: преимущественное направление и сила их, влияние на движение поездов; в) гололед: его причины, повторяемость, виды, действие на линию: г) туманы: их химический и физический состав, причины, влияние на движение поездов и на телеграфные линии; д) вешние воды и их влияние на транспорт и е) почвенные воды, мерзлота грунта и т. д. На Мурманской ж. д. наибольший интерес представляют метели, ветер, вешние и почвенные воды и мерзлота грунта. Поэтому нам необходимо построить станции на местах, подвергающихся заносам и размывам, а также на дальнем севере, где режим почвы, никем не изучавшийся, безусловно интересен как инженеру, так и агроному, так и геологу. Окончательно установить пункты для этих станций при­ дется после детальных обследований и изучения местных условий; проектируется в 1924 г. открыть одну между Кан­ далакшей и Хибинами (Зашеек), одну— на Полярном Круге и одну в Сороке. 4. На Рязано-Уральской, Сев.-Западной и некоторых других существует особая „Информационная служба погоды“ . Все ПЧ (или ШЧ) должны сообщать по телеграфу в Упра­ вление своей дороги и на соседние участки сведения о погоде. У нас эта служба подверглась, сокращению и ПЧ ограни­ чиваются лишь сообщениями о начале и конце метелей, снегопада и заносов. Информационная служба погоды (предусмотренная также Перспективным планом) имеет двоякую цель: с одной стороны, эти сообщения с мест дают материал для суждения на местах о дополнении, а иногда в изменении общих пред­ сказаний погоды, даваемых по линии из центра и для рас­ чета рабочей силы; с другой—они должны давать матеоро- логу сведения о влиянии метеорологических явлений на жизнь и работу транспортника, дают ему материал для учета верности предсказаний и для всей его работы. Обработка и непосредственное использование метеорологических сведений. Организация станций, содержание сети, инструктирование и инспекция станций —это обязанности на линии. Полу­ чением наблюдений далеко не заканчивается эта работа. В Управлении наблюдения должны контролироваться и обрабатываться; затем составляются сводки с указанием общего характера погоды, резких отклонений от норм и от влияния на транспорт. Такие сводки предполагается печа­ тать в „Вестнике Мурмана“ . Полученные через ГФО телеграммы с метстанций дают возможность составлять „Декадный Метеорологический Бюллетень Мурманской ж. д.“ , который будет помещаться в „Бюллетене Мурманской ж. д.". С налажением Информа­ ционной Службы Погоды эти бюллетени должны приобрести практический интерес не только для учета рабочей силы, топлива и т. п., но и для широких кругов железнодорожников. Наибольший интерес для всякого работника на транс­ порте и большую пользу для всякого рода работ, расчета числа рабочих, отпуска топлива и т. п., несомненно, имеют предсказания погоды. В настоящее время, по соглашению между НКПС и Г. Ф. Обсерваторией, последняя ежедневно сообщает в Москву, по адресу ЦШМет, предсказание погоды на следующие сутки. Эти предсказания передаются по теле­ графу во все Управления жел. дор., перерабатываются метеорологами на местах и направляются ими на линию в тот-же вечер по адресу 105. На Мурманской ж. д. такая информация о предстоящей погоде организована с 15 декабря прошлого года с той разницей, что наши сведения получаются непосредственно от ГФО. Кроме того, мы получаем и распространяем с помощью „Вестника Мурмана" и „Бюллетеня Мурманской ж. д .“ долгосрочные (на месяц или полмесяца) и сезонные предсказания общего характера погоды, даваемые Бюро Погоды ГФО. Специальная обработка метеорологических наблюдений. На последнем совещании метеорологов Управлений жел. дорог в Москве, было выражено пожелание о составлении метеорологических характеристик дорог. Климатические данныя различных районов и отдельных пунктов железной дороги являются необходимой базой для работ нашего Колониза­ ционного Отдела; метеорологические сведения за некоторые годы уже требовались от нас Врачслужбой; не подлежит сомнению, что они могут быть широко использованы и Хозяйствен но-Эксплоатационным Отделом. Вопрос этот, несомненно, давно назрел и ждет своего осуществления. Для этого необходимо, конечно, прежде всего использовать имеющийся уже материал: сделать сводку всех наблюдений, хранящихся частью в ГФО, частью в ГГУ, частью еще в Архангельске (в Гимецентре) кай в сыром, так и в обработанном виде. Далее, весь собранный материал должен быть подвергнут специальной обработке, применительно к нуждам и запросам транспорта. В виду новизны этого вопроса, к составлению программы подобных климатических очерков следовало бы привлечь ряд специа­ листов, как метеорологов, так и инженеров. Мурманская жел. дорога находится в этом отношении в особо-благоприятных условиях: проложенная по мало­ исследованному в научном отношении краю и ставящая себе целью колонизацию этого края, она имеет у себя под-боком такое богатое хранилище метеорологических

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz