Вестник Мурмана. 1924, № 12.
НОТ и Мурманская железная дорога'*, (Продолжение ) . 4 В Е С Т Н И К № 12 (64). 13. Сказанное выше дает основные условия прием лемости НОТ‘а, именно— оп применим в условиях: 1) Длительная повторность более или менее однооб разных работ, при которой возможно и целесообразно пойти на изучение работы. 2) Возможность перейти на лучшие инструменты и другие орудия производства. В) Известная свобода— в перемене рабочих и в ус ловиях их оплаты и известное постоянство их. 4) Готовность пойти на затраты, авансом, по изу чению работ и проведению новых приемов. Если этих условии не будет, то соответственно па дают и возможные результаты НОТ 4 а. 14. Из этого ясно, почему и родина НО 'Га и его обычное поле применения, откуда черпаются и боль шинство примеров блестящих результатов НОТ 'а,— это фабрика и завод. Здесь день за днем идет однообразная размеренная работа, в массовом масштабе, в которой все построено на секундах и сбережение даже секунд дает в сумме большой результат. И это часто, очень часто упускается из виду защитниками НОТ‘а, и вот в результате изучается труд „отдельных" лиц, а затем завтра это будет ненужным, потому что завтра условия работы этого лица стали немножко не те. 15. Из этого видно, что в современных условиях Мурманской жел. дор. многое не подходит к этим тре бованиям НОТ'а. Прежде всего, целый ряд работ—индивидуален, та кова значительная часть работы Правления. Дать для них какой-либо хронометраж, указать скорость п метод *х выполнения невозможно. Точно также трудно учесть все мелочные работы случайных ремонтов, краткосрочных построек и всякого рода индивидуальных заданий, бесчисленных на дороге, и притом сезонных или связанных с изменчивой погодой. Даже в таком деле, как работа в мастерских, при менимость НОТ 'а ограничена, так как значительная часть работы но ремонту индивидуальна и нет особого смысла изучить хронометражем отдельную работу, которая раз совершенная, уже в тех же условиях не повторится. 16. Далее затруднена возможность перехода к лучшим орудиям производства: прежде всего, у пас иное соотно шение стоимости труда и механического оборудования. В Америке или Англии рабочий труд дорог, заработная плата высока, а машины и инструменты сравнительно дешевы. Там экономия в рабочей силе дает большие сбережения, а затраты на машины не пугают, что и сказывается, например, в огромном распространении тракторов для полевых работ, которых в 1920 году в Соединенных Штатах выпущено свыше 200 .000 шт. на сумму до 400 милл. руб. золотом, при чем тракторы по цене доступны фермерам (800 руб. за трактор Форда). У нас же тракторы не выдерживают конкурренции с нашей обычной вспашкой. Кроме того, у нас нет тех капиталов, которые по зволили бы пойти на широкие перемены оборудования 3) В дискуссионном порядке. даже там, где подсчеты стоимости в амортизации по казали бы выгодность этого. 17. Далее существующие условия коллективных до говоров стесняют возможность увольнения людей несколь ко пониженной продуктивности или широкое варьиро» вапие их вознаграждения, а в тех случаях, когда это возможно, бытовые условия малонаселенного края, с сте сненными жилищными условиями, ограниченность окла дов и проч. не дают широкой возможности к быстрым пере менам персонала и могут изживаться только постепенно. 18. Наконец, нельзя не считаться с тем, что НОТ требует средств и па осуществление его наблюдений и на самую организацию их, раньше, чем от этого по лучится какой-либо результат. Вот те условия, которые ослабляют широкое прове дение НОТ‘а на Мурманской жел. дор. и которые за ставляют говорить не о переходе дороги на НОТ, а о частичном применении НО'Га к отдельным операциям и работам дороги, что, одпако, может во многих случаях улучшить и упорядочить эти работы. 19. Этими последними работами могут быть: Работа погрузки и выгрузки, как повторяющаяся неизменно и в большом масштабе. Особенно важно это на больших станциях и в Мурманском порту. Работа но выдаче багажа, грузов, документов, про даже пассажирских билетов. В эти работы бесспорно можно ввести много упорядочения в порядок выдачи, подготовку бумаг и билетов, в способ подсчета стои мости и проч,; передача телеграмм; некоторые ремонтные работы в пути; осмотр ноездоз и вагонов. Статистика. В статистических работах весьма может быть применена, например, система разноцветных блан ков, смотря по роду сведений, чтобы уже по одному цвету видеть, куда что относится. Самый порядок за полнения записей часто может быть совершенствуем. Далее, отдельные явления, беспрерывно повто ряющиеся, приобретают характер общей повторности, я также могут быть изучаемы. Наир., обычная бес толочь при отправке поездов. Никто из пассажиров ни чего не знает, суются к дежурному, затрудняя все его работы, бегут друг к другу навстречу за кипятком и проч., и любое большое учреждение в стране, Пра вления и Управления, страдают элементарным отсут ствием ясных указаний куда, но каким вопросам надо обращаться. Кто из нас не становится в длинные очереди в учреждениях для взноса или получения каких - либо сумм, при чем часто стоящие впереди не знают, туда лн они стали „в очередь". В этом отношении „з а г р а н и ц а с ее ясными указа ниями в виде стрелок, кратких пояснений, планов и проч., так бесконечно впереди нас. Наконец, сюда можно привести и ряд чисто канце лярских работ по записи в журналы, работа курьеров и др., которые также могут быть изучены в порядке НО 'Га и усовершенствованы. %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz