Вестник Мурмана. 1924, № 12.

НОТ и Мурманская железная дорога'*, (Продолжение ) . 4 В Е С Т Н И К № 12 (64). 13. Сказанное выше дает основные условия прием­ лемости НОТ‘а, именно— оп применим в условиях: 1) Длительная повторность более или менее однооб­ разных работ, при которой возможно и целесообразно пойти на изучение работы. 2) Возможность перейти на лучшие инструменты и другие орудия производства. В) Известная свобода— в перемене рабочих и в ус­ ловиях их оплаты и известное постоянство их. 4) Готовность пойти на затраты, авансом, по изу­ чению работ и проведению новых приемов. Если этих условии не будет, то соответственно па­ дают и возможные результаты НОТ 4 а. 14. Из этого ясно, почему и родина НО 'Га и его обычное поле применения, откуда черпаются и боль­ шинство примеров блестящих результатов НОТ 'а,— это фабрика и завод. Здесь день за днем идет однообразная размеренная работа, в массовом масштабе, в которой все построено на секундах и сбережение даже секунд дает в сумме большой результат. И это часто, очень часто упускается из виду защитниками НОТ‘а, и вот в результате изучается труд „отдельных" лиц, а затем завтра это будет ненужным, потому что завтра условия работы этого лица стали немножко не те. 15. Из этого видно, что в современных условиях Мурманской жел. дор. многое не подходит к этим тре­ бованиям НОТ'а. Прежде всего, целый ряд работ—индивидуален, та­ кова значительная часть работы Правления. Дать для них какой-либо хронометраж, указать скорость п метод *х выполнения невозможно. Точно также трудно учесть все мелочные работы случайных ремонтов, краткосрочных построек и всякого рода индивидуальных заданий, бесчисленных на дороге, и притом сезонных или связанных с изменчивой погодой. Даже в таком деле, как работа в мастерских, при­ менимость НОТ 'а ограничена, так как значительная часть работы но ремонту индивидуальна и нет особого смысла изучить хронометражем отдельную работу, которая раз совершенная, уже в тех же условиях не повторится. 16. Далее затруднена возможность перехода к лучшим орудиям производства: прежде всего, у пас иное соотно­ шение стоимости труда и механического оборудования. В Америке или Англии рабочий труд дорог, заработная плата высока, а машины и инструменты сравнительно дешевы. Там экономия в рабочей силе дает большие сбережения, а затраты на машины не пугают, что и сказывается, например, в огромном распространении тракторов для полевых работ, которых в 1920 году в Соединенных Штатах выпущено свыше 200 .000 шт. на сумму до 400 милл. руб. золотом, при чем тракторы по цене доступны фермерам (800 руб. за трактор Форда). У нас же тракторы не выдерживают конкурренции с нашей обычной вспашкой. Кроме того, у нас нет тех капиталов, которые по­ зволили бы пойти на широкие перемены оборудования 3) В дискуссионном порядке. даже там, где подсчеты стоимости в амортизации по­ казали бы выгодность этого. 17. Далее существующие условия коллективных до­ говоров стесняют возможность увольнения людей несколь­ ко пониженной продуктивности или широкое варьиро» вапие их вознаграждения, а в тех случаях, когда это возможно, бытовые условия малонаселенного края, с сте­ сненными жилищными условиями, ограниченность окла­ дов и проч. не дают широкой возможности к быстрым пере­ менам персонала и могут изживаться только постепенно. 18. Наконец, нельзя не считаться с тем, что НОТ требует средств и па осуществление его наблюдений и на самую организацию их, раньше, чем от этого по­ лучится какой-либо результат. Вот те условия, которые ослабляют широкое прове­ дение НОТ‘а на Мурманской жел. дор. и которые за­ ставляют говорить не о переходе дороги на НОТ, а о частичном применении НО'Га к отдельным операциям и работам дороги, что, одпако, может во многих случаях улучшить и упорядочить эти работы. 19. Этими последними работами могут быть: Работа погрузки и выгрузки, как повторяющаяся неизменно и в большом масштабе. Особенно важно это на больших станциях и в Мурманском порту. Работа но выдаче багажа, грузов, документов, про­ даже пассажирских билетов. В эти работы бесспорно можно ввести много упорядочения в порядок выдачи, подготовку бумаг и билетов, в способ подсчета стои­ мости и проч,; передача телеграмм; некоторые ремонтные работы в пути; осмотр ноездоз и вагонов. Статистика. В статистических работах весьма может быть применена, например, система разноцветных блан­ ков, смотря по роду сведений, чтобы уже по одному цвету видеть, куда что относится. Самый порядок за­ полнения записей часто может быть совершенствуем. Далее, отдельные явления, беспрерывно повто­ ряющиеся, приобретают характер общей повторности, я также могут быть изучаемы. Наир., обычная бес­ толочь при отправке поездов. Никто из пассажиров ни­ чего не знает, суются к дежурному, затрудняя все его работы, бегут друг к другу навстречу за кипятком и проч., и любое большое учреждение в стране, Пра­ вления и Управления, страдают элементарным отсут­ ствием ясных указаний куда, но каким вопросам надо обращаться. Кто из нас не становится в длинные очереди в учреждениях для взноса или получения каких - либо сумм, при чем часто стоящие впереди не знают, туда лн они стали „в очередь". В этом отношении „з а г р а н и ц а с ее ясными указа­ ниями в виде стрелок, кратких пояснений, планов и проч., так бесконечно впереди нас. Наконец, сюда можно привести и ряд чисто канце­ лярских работ по записи в журналы, работа курьеров и др., которые также могут быть изучены в порядке НО 'Га и усовершенствованы. %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz