Вестник Мурмана. 1924, № 12.

в лодке за 25 верст. Пребывание в Кандалакше, про- славлавленной упавшим в настоящее время сельдяным промыслом, мы использовали для ознакомления с укла­ дом жизни местного населения, еще не освоившегося с тем, что принесло последпее десятилетне. Старики и старухи живут воспоминаниями о том, „как ходили“ по Белому морю в Архангельск, держали оленей и при­ быльно ловили рыбу. Большинство паселепия рыбачит, подрабатывая на железной дороге, даже поморские „женки", сохраняя свои типичные сарафаны и п о е о й - ники, вынуждены ходить на Мурманку для зара­ ботка. Невольно хочется вспомпить А. П. Энгельгардта, который в своих путевых записках, издаппых в 1897 г., говоря о Кандалакше, как об одпом из красивейших уголков Белого моря, „п и с а л „ в общем получается какое-то величественное спокойствие; так п кажется, что в этих берегах сокрыты силы, которые лишь вре­ менно объяты тяжелым сном; мысленному же взору пу­ тешественника, в мираже этой вековой тишины и спо­ койствия, как бы рисуется уже несущийся сюда паровоз, который разбудит дремлющие кругом силы и оживит молчаливо-угрюмую безлюдную в настоящее время мест­ ность". Мечты дальновидного администратора сбылись, по в очень тяжелое для государства время. Железно­ дорожный гудок пропик и сюда. Новая железподорожиая часть Кандалакши пе меньше старой. Появились повые люди. Даже китайцы осели здесь, найдя себе по душе поморских „женок" и обслуживая население поставкой хлеба, мануфактуры, колониальных и иных товаров. А еще далеко до пробуждения дремлющих кругом сил и приходится прежде всего думать о восстановлении утра­ ченных сил и возможностей, связанных с исконными промыслами паселепия, ожидающего необходимой госу­ дарственной помощи. Из Кандалакши мы отправились назад до станции Лоухи, сохраняющей страшное имя злой хозяйки севера и привлекшей нас тем, что здесь, по рассказам мест­ ных жителей, легче пайти попутчиков вглубь Карелии. Разыскивая на станции попутчиков, у мордвина из По­ волжья, поселившегося близ станции на колонизационном участке и живущего извозом, мы случайно встретились с членом Кестенгского Ревкома, благодаря содействию которого уехали много дальше, чем предполагали. Мы добрались до с. Кестеньги, находящегося в 70 верстах к западу от железной дороги. О поездке не стоило бы говорить, если бы она не служила иллюстрацией к по- ложепию одного из самых важных и больных вопросов Карелии. В довоенное время в Архангельской Карелии не было ни одной колесной дороги вне населенных пунктов. Таким образом, если в Западной Европе до появления железных дорог пользовались хорошими грунтовыми и шоссейными дорогами, то здесь первой колесной дорогой — была Мурманская железная дорога, самый факт прове­ дения которой, имеет исключительное государственное и культурное значение. Правда, существовали проекты устройства дорог давно, но лишь при Советском Правительстве осуществили про­ ведение дорог от ІІипгасалмо до Логогубы— 18 верст и от г. Кеми до Зашейка— 7 верст, при чем последняя дорога тупая, так как от ее конца до первого селения— Подужемья—остается 10 верст пути на лодке. По счастливой случайности нам пришлось видеть и испытать обе дороги. При таком положепии дорожного дела, естественно, основными путями сообщения служат озера, реки и тропы, а средствами передвижения— лодки, сани зимой и летом, волоки и верховая лошадь. Все это было бы не так худо, если бы озера были всегда спокойны, и реки не были бы так быстры п порожисты, а, главное, если бы карелы, разбросаппьте мелкими поселениями, пе вынуждались особенностями своего скудного хозяйства непременно общаться с внешним миром, чтобы пе по­ гибнуть. Не излагая общих соображений и пе обобщая ли­ тературных данных о путях сообщения, в нескольких словах расскажу наше путешествие. От станции Лоухп 3 версты до пристани на озере идем пешком, вещи везутся на лошади. Отсюда 8 верст едем на лодках до д. Иарфеево. Здесь перетаскиваем лодки в другое озеро волоком на катках, постоянно лежащих на пути. Р а с ­ стояние волоки сажеп 100. Пока перетаскиваем лодку и вещи, один из наших спутников греет самовар в хо­ рошем чистом доме, где решепо было остановиться для отдыха, несмотря па отсутствие хозяев. По установив­ шемуся обычаю путник имеет право па почлег и приют. Дом не заперт, угли есть, самовар тоже, воды кругом много, а если хозяева дома— то найдется и молоко, картофель, а иной раз даже хлеб, который здесь очень ценят. Все это делается просто, без просьбы или сго­ вора, а на основе гостеприимства и взаимности. Закусив, едем 20 верст озером, ночью приезжая в д. Пинга- салмо. В зпакомом нашим спутпикам доме обогреваемся чаем, ложимся спать па полу и утром едем версты 2 па лодке до пристани, от которой идет дорога до Лого­ губы. Вещи грузятся на двухколесную телегу, а мы идем пешком 18 верст, по красивой леспой дороге, с двумя остановками в пути для отдыха лошади и чае­ пития в Спас-Вараке. Из Логогубы, сделав 15 верст по Топозеру, к ночи попадаем в село Кестеньгу. При благоприятной погоде, хороших гребцах и благополучном переезде волока через полтора суток мы отдалились от железной дороги лишь на 70 верст. Мы были счастливее других. ІІа обратном пути мы встре­ тили знакомого, у которого на четвертой версте упомя- путой колесной дороги лопнула ось и сломалось колесо. Возвращаться домой было бесполезно, так как пе у кого было позаимствовать телеги, хотя в деревне девять ло­ шадей. Пришлось ехать верхом 12 верст за телегой в деревню, куда везли хлеб, возвратиться назад к грузу, переложить его и доставить на другой день па место. Так, доставка 10-12 пудов за 18 верст заняла два дня. При таких условиях, сколько времени и сил уходит на передвижение, и во что обходится доставка груза. На­ селение вынуждено привозить продукты из Кеми, Ухты или с железнодорожных станций и ими же расплачи­ ваться, нередко половину отдавая за провоз. Как до­ рого обходится иногда доставка, можно судить по вы­ сказанной пам жалобе Уполномоченного войсковой части в с. Ухте, которому пришлось з а . провоз от Кеми до Ухты — 180 верст— 150 пудов хлеба уплатить дов. Понятно, поэтому, что Ухта—админист^ центр обширного района лишь раз в месяц і

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz