Вестник Мурмана. 1924, № 12.

Пролетарии есех стран , соединяйтесь / /3 3 <? ЗГ 1 « ВЕСТНИК МУРМАПА зг Ц е н а в Л е н и н г р а д е : Отдельный номер 3 5 к. П о дп и с к а : На 1 месяц I р. 3 0 к. „ з „ з , , 5 0 , Ц е п а о б ъ я в л е н и й : З а 1 страницу 5 0 р. .. *'2 „ . 3 0 „ „ V* .. 20 , 0 6 утере документа IG к. В червонных рублях по г курсу дня уплаты. J Ж ------------------ — К Р ЕДАКЦИЯ И КОНТОРА : Ленинград Правление Мурманской ж. д. Литовская ул., № 44, і-ы й подъезд, 3-й этаж, комн. 13, Телефоны: через коммутатор Мурманской ж. д.. № 94. П Р Е Д С Т А В И Т Е Л Ь С Т В А : 1) Ленинград. Проспект 25-го Октября № 88 Коммерческое Агентство Мурманской жел. дор. 2) Москва. Верхние Торговые Ряды (Средний Ряд) Мё 173 Коммерческое Агентство Мурманской жел, дер. 3) Петрозаводск. Карполитпросвет. А, К, С. С.Р. Ц е н а в н е Л е н и н г р а д а : (н а я нварь ). Отдельный номер 3 5 к. П о д п и с к а : На 1 месяц . і р. 3 0 к. „ 3 „ . З р . 5 0 „ Ц е н а о б ъ я в л е н и й : За 1 стран. . . . SO р. «/а . . . . во „ j * 7« » 20 ,. I Об утере документа (О к. { В червонном исчислении. Ш --------- ------------------ К № 12 (6 4 ) . 2 4-го марта 1924 г № 12 (64). П о е з д к а в К а р е л и ю . j_ Русская Карелия, выделенная в настоящее время в автономную Советскую Социалистическую Карельскую Республику, обнимает территорию: бывших Кемского у. Архангельской и Петрозаводского, Повенецкого, Олопец- жого уездов Олонецкой губ., определяемую, не считая, водных бассейнов, в 1*28,365 километров. Равняясь по площади Румынии в старых границах, но количеству жителей Карелия уступает нашим крупным губернским городам, как Саратов, так как все население Карелии составляет немного больше 200 тысяч человек. Плотность населения, на квадратный километр в 11)08 году была в Олонецком у. 4 ,8, в Петрозавод­ ском— 6 ,2 , ІІовенецком —0 ,8 и Кемском—0,7 или в среднем— 1,7, в то время, как в Финляндии при средней плотности, равной 9, мы имеем колебание от 31 ,9 в Нюландской, 9 ,1— Куопиосской, до 2 в Улеаборгской губернии. Природные условия и богатства, своеобразие быто­ вого уклада жизни, красота и обилие народного творче­ ства, сохраняющиеся в стране озер, скал, певцов и ска­ зателей, давших человечеству прекрасные руны Кале­ вали, привлекали внимание исследователей, и литера- тура русская, а тем более финляпдекая, дают возмож­ ность ознакомиться с Карелией лучше, чем со многими районами России. Считаясь с имеющимися и доступными для желающих данными к не беря на себя задачу излагать их, я по­ делюсь своими наблюдениями для суждения о том, ка­ кова Карелия в настоящее время. Не исчерпать вопрос о Карелии и не сделать узко специальный этнографический доклад хочу я, а обратить внимание на чрезвычайно интересный и важный для нас край, о котором не перестают вспоминать даже в Западной Европе. Отправляясь в Карелию вместе с А. Л. Колобаевыи в сентябре прошлого года, по поручению Олонецкой вой Экспедиции и Этнографического Отдела русского Музея па средства Карисполкома, имея очень ограни­ ченное время и средства, мы ставили себе специальные задачи, прежде всего, изучение антропологических осо­ бенностей и материальной культуры карел Кемского уезда. Нам было важно исследовать карел в нескольких пунктах, по возможности, отдельных друг от друга и более доступных для нас. Наметив, примерно, желательный маршрут, мы заранее решили по пути изыскивать наиболее интересные и удобные направления для экскурсий в сторону от же­ лезной дороги- Наш конечный пункт был Кандалакша, неизменным районом остались Кемь-Подужемье, а третий район, куда мы попали,— Кестеньгская волость, был на ­ мечен после расспросов на станциях, случайных встреч с карелами и. сообразуясь с нашими сведениями о крас. Не спеша, надолго останавливаясь на станциях для „снабжения", а иногда и прямо на пути для починки или просто для смазки подшипников, тянется к северу поезд, пробираясь сквозь чащи запущенных лесов, за­ болоченных лугов, пустынных озер и бесконечных мхов, ягодников и болот. Железнодорожные бараки, построенные для обслуживания надобностей Мурманской ж. д., стан­ ционные здания и прогнившая и негодная для проезда времянка, идущая рядом с железнодорожным полотном, мало вносят разнообразия в унылый природный ландшафт. Лишь изредка можно увидать пастоящее поселение не­ большую деревеньку, расположившуюся где-нибудь на берегу озера или па возвышенном и более сухом месте. На третьи сутки переехав за полярный круг, мы прибыли в Кандалакшу, расположенную в губе Белого моря, при впадении реки Нивы. Кандалакша, населенная русскими поморами, если не считать пяти карельских семейств и пришлого населения, нас мало интересовала. Нам хотелось отсюда пробраться в Кольвицу, карельскую колонию, образовавшуюся лет 25 тому назад на северн. берегу Кандалакшской губы. Познакомившись с каре­ лами из Колвицы, мы договорились с ними в дорогу, но были обмануты загулявшими но окончании работ сплав­ щиками іеса и не испытали поездки в морозную ночь в - і ш п в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz