Вестник Мурмана. 1924, № 12.
12 Е С Т Н И К № 12 ( 64 ). Как видно из этой таблицы, фактический месячный расход железнодорожника по Званке выразился в 80 р. 42 к. (сверх того, осталось неиспользованным—на следующий месяц 3 р. 67 к.); расход этот меньше, чем по Ленин граду (35 ,10 ), по выше, чем по всему транспорту (28 ,74 ). Главная статья расхода — питание — отняло по Званке 20 р. 80 к. (по Ленинграду 21 ,07 , по всему железнодорожному транспорту 15,91), составив 6 6 , 7°/о всего фактического расхода (против 55 ,4 по всей сети). Расход на квартиру, отопление и освещение по Званке играет вдвое меньшую роль ( 6 , 1 % ) , чем повсюду, и выражается всего ' в цифре 1 р. 87 к. Расходы на одежду и обувь выражаются в цифре 4 р. 58 к., т. е. немного меньше, чем повсюду, и составляют 15,1 °/о всего расхода (по Ленинграду 13,5°/о. по всей сети 17,3°/о). Расходы на поддержание своего хозяйства (покупка семян, сена и т. д.) п абсолютно (1 р. 47 к.) и относительно (4 ,8°/*>) играют большую роль, чем по сети. Расходы на наркотики (спиртные напитки, табак) по Званке составляли в среднем 60 к., т. е. немного меньше, чем, в среднем, по всему транспорту (64 к.). Очень низок зарегистрированный расход на гигиеническое потребности (баня, мыло и проч.)— всего 15 к., в то время как по всей сети— 69 к. Расходы культурно-про светительного характера (книги, журналы, газеты и т. д.)— 18 к.— вдвое ниже, чем по сети, но зато расходы на общественно-политические пели (в профсоюз, коопе ратив, кассу взаимопомощи) — 77 к.— несколько выше, чем но сети (74 к.), однако, ниже, чем по Ленинграду (86 к.). Все „прочие расходы“ по Званке выражаются цифрой 48 к., против 1 р. 01 к. но всему железно дорожному транспорту и 1 р. 87 к. по Ленинграду; при этом нелишне отметить, что в эту рубрику вами включены, между прочим, расходы на лечение, на рели гиозные потребности, поездки и почтово-телеграфные расходы, относительно которых по. Званке специальных отметок ие имеется (по всему транспорту эти расходы оказались: лечение 10 к., религия 3 к., поездки и почтово телеграфные расходы 5 к.). Таким образом, характеризуя бюджет «Банковского железнодорожника в общем, с расходной стороны, можно сказать, что расход ва 1 семью но Званке, выражаясь цифрой 80 р. 42 к., превышает средний расход по всему железнодорожному транспорту па 5 , 9% . Две трети этой « « г а ® » * суммы (а с наркотиками— 6 8 , 7°/0) уходит на питание— значительно больше, чем но сети (па 2 6% больше). Зато на остальные надобности хозяйственного характера (квартира, одежда, обувь, хозяйственные расходы) звап- ковский железнодорожник расходует лишь 7 р. 94 к. (по сети 9 р. 40 к.) или 26,1°/о (по сети— 33 ,0 °/0). Также значительно меньше званковсккй железнодорожник расходует на потребности культурного характера (можно считать, вдвое меньше). Все приведенные цифры относятся к среднему бюд жету 1 семьи. Между тем состав семей не всюду оди наков. Так, но всем обследованным пунктам сети средний состав семьи оказался 5,1 чел., едоков на семью (при переводе по принятой скале)— 3,8 (по Ленинграду— душ на семью 4 ,8 чел., едоков— 3,2). Что касается Званки, то в пашем распоряжении имеются сведения только по 11 из обследованных семей. Они дают сред ний состав семьи 6,2 чел., едоков на ссмыо 8 ,S. Таким образом, средний состав семьи обследованного званков- ского железнодорожника оказался больше среднего по сети (что требует проверки и уточнения путем обследования более широкого масштаба). Если мы переведем помещенные выше цифры при ходо-расходного бюджета на 1 едока, то получим: II а 1 е д о к а . Зланка. Ленинград. Вся сеть. 9,0 11,2 8,8 Фактический расход . . . 8,0 11,0 8,7 В том числе, иа питание . 5,3 С,6 4,8 Если фактический расход, исчисленной па 1 сем ью по Званке выше, чем по сети, то отнесенный на 1 едока он уже оказывается ниже; расход на питание остается выше, чем по всей сети, по уже в меньшей степени. В заключение нельзя не пожелать проведения бюд жетного обследования па Мурманской дороге в доста точно широких размерах. Оно позволит изучить действи тельное материальное положение работников. Важность же такого изучения —не только научно-теоретическая, но к практическая— не нуждается в пояснениях. В . Копяткевич. По области. Кондопога—будущий промышденный центрД. К. G. G. Р. Прежде, чем приступить к описанию тех работ, зовапию водной сплы р. Супы вообще и в частности— которые в настоящее время начаты по постройке идее создания промышленного центра Карелии, иа Кон* гидроэлектрической станции и бумажной фабрики у допожском перешейке между озерами Ииго и Онежское, с. Кондопоги, необходимо уделить место краткому исто- Обилие рек в Карелии, с их явно выраженным рическому описанию о возникновении интереса к исполь- горним характером, массою стремнин, порогов п водо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz