Вестник Мурмана. 1924, № 12.

12 Е С Т Н И К № 12 ( 64 ). Как видно из этой таблицы, фактический месячный расход железнодорожника по Званке выразился в 80 р. 42 к. (сверх того, осталось неиспользованным—на следующий месяц 3 р. 67 к.); расход этот меньше, чем по Ленин­ граду (35 ,10 ), по выше, чем по всему транспорту (28 ,74 ). Главная статья расхода — питание — отняло по Званке 20 р. 80 к. (по Ленинграду 21 ,07 , по всему железнодорожному транспорту 15,91), составив 6 6 , 7°/о всего фактического расхода (против 55 ,4 по всей сети). Расход на квартиру, отопление и освещение по Званке играет вдвое меньшую роль ( 6 , 1 % ) , чем повсюду, и выражается всего ' в цифре 1 р. 87 к. Расходы на одежду и обувь выражаются в цифре 4 р. 58 к., т. е. немного меньше, чем повсюду, и составляют 15,1 °/о всего расхода (по Ленинграду 13,5°/о. по всей сети 17,3°/о). Расходы на поддержание своего хозяйства (покупка семян, сена и т. д.) п абсолютно (1 р. 47 к.) и относительно (4 ,8°/*>) играют большую роль, чем по сети. Расходы на наркотики (спиртные напитки, табак) по Званке составляли в среднем 60 к., т. е. немного меньше, чем, в среднем, по всему транспорту (64 к.). Очень низок зарегистрированный расход на гигиеническое потребности (баня, мыло и проч.)— всего 15 к., в то время как по всей сети— 69 к. Расходы культурно-про­ светительного характера (книги, журналы, газеты и т. д.)— 18 к.— вдвое ниже, чем по сети, но зато расходы на общественно-политические пели (в профсоюз, коопе­ ратив, кассу взаимопомощи) — 77 к.— несколько выше, чем но сети (74 к.), однако, ниже, чем по Ленинграду (86 к.). Все „прочие расходы“ по Званке выражаются цифрой 48 к., против 1 р. 01 к. но всему железно­ дорожному транспорту и 1 р. 87 к. по Ленинграду; при этом нелишне отметить, что в эту рубрику вами включены, между прочим, расходы на лечение, на рели­ гиозные потребности, поездки и почтово-телеграфные расходы, относительно которых по. Званке специальных отметок ие имеется (по всему транспорту эти расходы оказались: лечение 10 к., религия 3 к., поездки и почтово­ телеграфные расходы 5 к.). Таким образом, характеризуя бюджет «Банковского железнодорожника в общем, с расходной стороны, можно сказать, что расход ва 1 семью но Званке, выражаясь цифрой 80 р. 42 к., превышает средний расход по всему железнодорожному транспорту па 5 , 9% . Две трети этой « « г а ® » * суммы (а с наркотиками— 6 8 , 7°/0) уходит на питание— значительно больше, чем но сети (па 2 6% больше). Зато на остальные надобности хозяйственного характера (квартира, одежда, обувь, хозяйственные расходы) звап- ковский железнодорожник расходует лишь 7 р. 94 к. (по сети 9 р. 40 к.) или 26,1°/о (по сети— 33 ,0 °/0). Также значительно меньше званковсккй железнодорожник расходует на потребности культурного характера (можно считать, вдвое меньше). Все приведенные цифры относятся к среднему бюд­ жету 1 семьи. Между тем состав семей не всюду оди­ наков. Так, но всем обследованным пунктам сети средний состав семьи оказался 5,1 чел., едоков на семью (при переводе по принятой скале)— 3,8 (по Ленинграду— душ на семью 4 ,8 чел., едоков— 3,2). Что касается Званки, то в пашем распоряжении имеются сведения только по 11 из обследованных семей. Они дают сред­ ний состав семьи 6,2 чел., едоков на ссмыо 8 ,S. Таким образом, средний состав семьи обследованного званков- ского железнодорожника оказался больше среднего по сети (что требует проверки и уточнения путем обследования более широкого масштаба). Если мы переведем помещенные выше цифры при­ ходо-расходного бюджета на 1 едока, то получим: II а 1 е д о к а . Зланка. Ленинград. Вся сеть. 9,0 11,2 8,8 Фактический расход . . . 8,0 11,0 8,7 В том числе, иа питание . 5,3 С,6 4,8 Если фактический расход, исчисленной па 1 сем ью по Званке выше, чем по сети, то отнесенный на 1 едока он уже оказывается ниже; расход на питание остается выше, чем по всей сети, по уже в меньшей степени. В заключение нельзя не пожелать проведения бюд­ жетного обследования па Мурманской дороге в доста­ точно широких размерах. Оно позволит изучить действи­ тельное материальное положение работников. Важность же такого изучения —не только научно-теоретическая, но к практическая— не нуждается в пояснениях. В . Копяткевич. По области. Кондопога—будущий промышденный центрД. К. G. G. Р. Прежде, чем приступить к описанию тех работ, зовапию водной сплы р. Супы вообще и в частности— которые в настоящее время начаты по постройке идее создания промышленного центра Карелии, иа Кон* гидроэлектрической станции и бумажной фабрики у допожском перешейке между озерами Ииго и Онежское, с. Кондопоги, необходимо уделить место краткому исто- Обилие рек в Карелии, с их явно выраженным рическому описанию о возникновении интереса к исполь- горним характером, массою стремнин, порогов п водо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz