Вестник Мурмана. 1924, № 11.

4 В Е С Т Н И К № 11 (63). •НОТ и Мурманская Автор настоящих строк является горячим сторонником научной организации труда, начиная с того, уже отдален­ ного времени, 1912— 1918 гг., когда впервые в нашей печати стали, и довольно быстро, множиться разборы и описания методов ее. С тех пор мне приходилось норой пользоваться этими методами или знакомиться с применением их, н в общем результате складывалось сознание необходимости осмотри­ тельного и осторожного подхода к ним, именно в виду сознания, насколько важно для нашей страны увеличение низко стоящей продуктивности труда. В нижеследующем я и хотел бы дать вкратце общие мысли об этом. Начало современной научной организации труда поло­ жено выдающимся американским организатором ипж, Ф. Тэйлором. Тэйлор начал свой путь с рабочего, затем был ма­ стером, потом директором ряда крупнейших заводов. Его непосредственное знакомство со всем ходом работы показало ему, как в сущности бессистемно идет вся работа предприятия, и прежде всего сама основа его— труд рабочего. Рабочий, получив, например, задание от мастера выточить такую-то вещь, в дальнейшем оперирует сам— рассматривает чертеж, соображает, как и в каком порядке взяться за работу, и затем ведет работу, давая результат сообразно своему навыку, традиции и сообразно своей заинтересованности. Всякая высшая над рабочим инстанция действует, в сущности, так же,— т. е. но опыту, традиции и проч. Заслуга Тэйлора пе в том только, что он вполне ясно учел все минусы такого накопления, из иисгапции в инстанцию, промахов, неумений и случайных приемов, а указал метод для нахождения лучшего—хронометраж, ставший с тех пор могучим орудием изучепия труда. Сущность хронометража состоит в том, что всякая даже видимо совершенная работа, как бы заранее объ­ является лишь примеркой и подлежащей изучению, в каждом малейшем своем элементе. Хронометражист, как сторонний, певмешивающийся наблюдатель, некоторое время стоит при работающем и изучает с секундомером точное время и последовательность каждого элемента его работы: вот рабочий рассматривает и вчитывается в чертеж, откладывает его, направляется к станку, пщет инструменты, пробует их и т. д., вплоть до конца работы. Точная законченная запись всего подлежит изучению, н в результате, например, окажется, что вчитывание в чертеж можно сократить, если дать его в цветном каран­ даше, если цифры сделать яснее и проч.; нахождение инструмента сократится помещением на специальной доске; подход к материалам и получение их— лучшим положением или иным порядком кладовой; скорость работы можно увеличить применением иного инструмента и проч. После такого детальнейшего изучения работы и, по возможности, пе у одного, а у различных рабочих, наблюдатель или специальный инструктор могут уже не 1-) В днскуесиошш і порядке. железная дорога1’. смотреть па работу, а диктовать всю последовательность ее, с точным указанием порядка и хода работ, инструментов и времени каждой операции работы. Общий результат дает обычно значительное сокраще­ ние нужного времени, при чем это сокращение складывается за счет: 1. Сокращения излишних повторных движений я излишнего труда, 2. Лучшего подбора инструментов и орудий произ­ водства к 3. Уменьшения нерационального прогула. Если мы такой метод распространим от выработки частей к их сборке, транспорту и проч., то в общем накоплении всех этих улучшений обыкновенно получается весьма значительная экономия, п различные, известные в литературе, примеры говорят об увеличении продуктив­ ности в 2— ВѴа раза, притом там, где, казалось бы, (особенно принимая и без того выгодную продуктивность Америки), трудно было бы многого и ждать. Раз вся работа предписывается к выполнению не по навыку или соображению, а непременно в строго предо*, пределенном порядке, то, очевидно, необходим и весь контроль в соблюдении этого порядка. Эго и достигается карточной системой. Карточка является как бы специаль­ ным паспортом всякой работы, и специально занумерован­ ная сопровождает ее, отмечая на себе весь ход работы, причины и условия задержки. Этот контроль помогает и отбору приспособленных рабочих, так как все, не удовлетворяющее установленному, так или иначе отходит или переводится на другие работы. При этом может быть введено специальное психофизиологи­ ческое изучение или испытание удовлетворяемости людей данной профессии, что в особенности важно для труда связанного с опасностью и необходимостью моментального реагирования на нее. Ко всему этому вводятся специальные системы повышенной заработной платы, заинтересовывающие рабо- чего в точном выполнении инструкции и в общем резуль­ тате работы. Вот, вкратце, основы Тэйлоризма, постепенно раз­ вивавшегося и разветвлявшегося в специальную пауку о НОТ'е. Защитники системы приводят многочисленные плюсы ее, говорящие, что при проведении ее можно: 1) чрезвычайно увеличить общую продуктивность предприятия, а если этого нельзя произвести но ограниченности оборотного капитала и проч., то при сохранении прежней продуктив­ ности уменьшится значительно число рабочих; 2) остаю­ щимся рабочим повышается содержание. Сам Тэйлор рекомендовал повышение до 60°/о- 8) увеличивается значительно чистая прибыль предприятия и 4) отпадает произвол уроков и расценок, и связанные с тем тяжелые конфликты рабочих с работодателями. Наряду с такой всеобъемлющей реформой постановки дела возможно применение приемов НОТ а и в частном масштабе. Не приводя литературных примеров, коснусь вкратце одного из моей практики. Работа состояла в вывозке галечного грунта из котлована. Грунт нагружался рабочими лопатами в желез­ ные вагонетки и таковые группами по 4 штуки вытя-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz