Вестник Мурмана. 1924, № 11.

Ѣ 11 (63). М У Р М А Н А . 19 стящей форме, прислуга, камергеры и духовные в огром­ ном числе, все это служило маленькой иллюстрацией к ногуществу римско-католической церкви. Пройдя дворы, залы и передние комнаты, напол­ ненные блестящей, разряженной толпой, я очутился сидящим против папы в маленьком с одним окном кабинете. Мы пришли к соглашению по многим вопросам. Я сердечпо радовался, что папа с благодарностью признал восстановление положения римско-католической религии и немецких католиков и уверил меня в преданности последних родине и императору. Между прочим, папа сказал, что он от души при­ ветствует основы моего царствования. Оп долго с инте­ ресом присматривался к способу моего управления госу­ дарством и с радостью увидел, что я действую в полном согласии с заветами христианства, он может с чистым сердцем призвать благословение пеба и даровать свое апостольское благословение па такого государя, его ди- пастию и монархию. При этом папа заметил, что считает Германию за­ щитой католической церкви и, хотя я старался убедить его, что немецкой римской империи более не существует и обстоятельства радикально изменились, оп остался при своем мнении. Полная свобода вероисповедания и уверенность ка­ толиков, что их пе преследуют за религию, внесли покой в государство, и следы культур-камифа мало-по-малу начали исчезать. Но я пе обольщался надеждой, что, несмотря на всю предупредительность князей церкви, во мне не видят еретика и считался с тем. что это убе­ ждение еще живет на католическом юге и западе моей империи. Мае много раз с благодарностью повторяли, что католики чувствуют себя настолько хорошо, что не желают лучшего. Но все увеличивающаяся непримири­ мость церкви в вопросе смешанных браков, а также противодействие центра в политике была показателями, что под спокойной поверхностью живы прежние „антнере- тическае" тенденции. Объективным подходом к религии я обязан моему воспитателю, вестфальскому кальвинисту профессору Гияц- петеру. Он внушил своему воспитаннику руководстзо- ваться Бяблией, оставляя в стороне все догматические вопросы, а потому я долго был чужд религиозной по­ лемике, и такие понятия, как независимый православный “ , отталкивают меня. Мое собственное исповедание я изло­ жил в пижепапечатанном письме к адмиралу Хольману. В 1898 году я обрадовал немецких католиков, предо ставив им кусок земли в Иерусалиме, который я при­ обрел у султана во время моего посещепия. Натер Шмидт, представитель католиков в Иерусалиме, благодарил меня за подарок от лица всех немецких каторилов. Когда я обсуждал с ним вопрос об устройстве будущих учре­ ждений, этот старый знаток Иерусалима посоветовал не предоставлять помещения ни одному из иерусалимских духовных орденов, так как все она слишком привыкли к иптригам. С Веронской бенедиктинской конгрегацией и ее на ­ стоятелем, аббатом Вольтером, я познакомился в Селма- рингене. Орден в средине века был всегда в хороших отпоіпепиях с германскими императорами, и почти всегда императоры, посещая Рим, заезжали в живописный мона­ стырь на Монте-Кассино, лежащий между Римом и Неаполем и бывший колыбелью Бенедиктинского ордена. Когда бенедиктинцы просили меня о помещении на Рейне, я предложил им великолепное, но запущенное аббатство св. Марии, ранее принадлежавшее иезуитам. Орден, располагающий среди своих членов многими тонкими художниками, правел монастырь в порядок, и оп обра­ тился в красивую художественную постройку, служащую украшением всего округа. Мое письмо адмиралу Хольмаиу было вызвано тем волнением, которое произвел доклад проф. Делича „Вави­ лон и Библия" в немецком восточном обществе. Адмирал был члепом-учредителем названного общества. Первая часть письма, которая непосредственно касается доклада Делича, выпущена при печатании. 15 февраля 1903 г. Мой милый Хольман! Я возраіцаюеь снова к моему личному взгляду. Боже­ ственное откровение. Я пе раз с вами, милый Хольман, а также другими снова беседовал на эту тему. Я разли­ чаю два рода откровения: одно непрерывное, так-сказать историческое, другое чисто религиозное—на котором зиждилась надежда па будущее пришествие мессии. О первом могу сказать: во мне не возбуждает ни­ какого сомнения, что господь всегда невидимо присут­ ствует в каждом человеческом существе. Он вдунул в человека душу, т. е. часть самого себя. С любовыо взи­ рает он на развитие человечества и ради этого его „откровение" нисходит иногда то па одного, то па другого избранника,—этот человек может быть свящеи ником или королем, язычником, евреем или христианином—это для него безразлично. Гаммураб *), Моисей, Авраам, Гомер, Карл Великий, Лютер, Шекспир, Гете, Кант, император Вильгельм Великий были подобными людьми. Он их избрал и осенил своею милостью, чтобы через них их народы могли духовно и физически развиваться во славу божию. Сколько раз мой дед говорил, что он только орудие в руках господа. Бог дарует пародам великих людей, чтобы они следовали их примеру и, идя но их стопам, развивались па земле. Разумеется, бог „откры­ вается" различно, смотря по развитию и положению народа. И как мы с изумлением смотрим на сотворенный богом мир и в каждой былинке в и д им величие бога, так и в деяниях великих избранных людей мы должны видеть проявление божественной воли и божественного откровения; оно всегда в нас н па пас. Второй род божественного откровения, • более рели­ гиозный, есть откровение о пришествия мессии. Начипая с Авраама, человечество постепенно к нему подгото­ вляется медленно, по последовательно, и без этого чело­ вечество погибло бы. II вот пачнпается поразительное действие божественного откровения. Племя Авраама и происшедший от пего парод самым святым п непре­ ложным считает веру в единого бога. Они должны его почитать и уважать. Разрозненные в египетском плену части еврейского народа собираются Снова около Моисея и все они остматся верны своему единобожию. Разве возрождение этого парода не доказывает вмешательство бога? *) Царь Вавилона времени Авраама. В 1901 году около Сузы открыт его писаный закон, на 700 лет более древн іи , чем Моисея.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz