Вестник Мурмана. 1924, № 11.

Ѣ 11 (63). М У Р м А Н А, 11 У. Среди лопарей замечается тяготение к оседлой жизни. У них созрело сознание, что вековой уклад их хозяйств приходит в полное разорение. Более активными сторони- ками перехода в оседлое состояние являются лопари Нотозерского погоста, 60 верст от г. Килы. Их всех 25 семейств. Опи избрали иод новое жительство берега реки Туломы, впадающей в Кольский залив. Она богата рыбою— семгою, а ее бассейн строевым лесом: сосною, елью и березою. Кроме рыболовства и лесного промысла, на Туломе возможно и разведение молочного хозяйства. Для последнего имеются луга пе только для выпаса, но и заготовки сена па долгую зиму. Осязательным богатством является лес. Его можно легко сплавлять но Туломе в Кольский залив, а оттуда на иностранные рынки. Берега реки Туломы привлекают не только лопарей, но и финнов и русских. Лопари намерены вести хутор­ ское хозяйство, избегая скученности в одном месте, как жили до сего времени в своих погостах. Переход в оседлое состояние они объясняют целым рядом причин: вблизи Нотозерского погоста, на (50 верст и больше, нет ягеля для выпаса оленей, отсутствие путей сообщения •с населенными местами и желание заняться скотовод­ ческим п огородным хозяйством. Последним вопросом озабочены все лопари погоста и особенно те, у которых пет оленей. В прошлом году они производили оиыт- ные посевы картофеля, репы, луку, кормовой свеклы и клевера. Попытка к оседанию на землю замечается и у лопарей Пулозерского погоста, по массового тяготения к оседлой жизни среди лопарей пе замечается. И не потому они пе стремятся к оседанию, что сильны традиции кочевой жизни, а лишь потому, что переход в оседлое состояние связан с выб ром подходящих мест и затратою средств на первоначальное обзаведение. Более сильными побу­ дителями к переходу от пастушеской жизни к оседлой является, с одной стороны, обнищание и с другой—дух времени. Стремления лопарей отдельных погостов, пока еди­ ничных, должно приковать внимание губернской и цен­ тральной власти. Без средств, а только с желаниями, потребуются многие годы для оседания их па землю. Лопарям нужна помощь в форме инвентаря и іи долго­ срочного кредита, что приостановит дальнейшее обни­ щание их, а, следовательно, и вымирание. II это нужно именно теперь, когда мы стремимся к заселению крайнего севера, его колонизации. ^ Ходосов ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ. Опыт двух дорожных конференций по просвещению. Конференция учащихся. Ведя усиленную работу среди учительства по под­ нятию из квалификации путем курсов, конференций, разного рода педагогических совещаний и достигая в выставлены рабочими. К а пне, вблизи укрывшего его шалаша, оя пишет свою статью о том „Удержат ли власть большевики — и оттуда же руководит У І съездом партии, а также н всем общим планом революционного движения. Вот вкратце то, что сказал т. ІТІотман. Это был копспект для новой книги воспоминаний о т . Ленине и надо надеяться, что на страницах „Вестника Мурмана* т. Шотман поделится ими со всеми гражда­ нами, как Карельской Республики, так и Мурмапа. Каждое слово о нашем Вожде, каждый новый штрих из его героической жизни —это яркий, горячий луч, исходящий от великого, дарящего жизнь солпца, —и как особенно радостен и желанен он для нашего угрюмого Севера! » В . М 1ѵ этом отношении определенных результатов, Учебная Служба вместе с этим совершенно правильно и своевре­ менно подошла к разрешению вопроса о школьном строительстве пе только путем учительства и через учи­ тельство, по и путем самих учащихся. Если задачей школы является воспитание гражда­ нина, борца за идеалы рабочего класса, строителя ком­ мунистического общества, то очевидно, в работе школы, которая должна отражать (и отражает) вновь слагаемую общественность, роль учащихся как активных участников в деле организации и создания своего воспитания и образования, самоочевидна. Школа должна выяснить за что и против чего учащийся до лжен бороться, что и как он должен строить и созидать. Отсюда необходимо выяснить: содержание образования, методы работы, место учащихся в жизни школы. Ставя такие задачи и подходя к разрешению их путем коллективного участия самих учащихся, Учеб­ ная Служба, прежде чем созвать конференцию, устраи­ вала собеседовапия с учащимися, выявляя их интерес и сознание необходимости в такой объединенной кон­ ференции. Выяснив полную готовность к активному уча­ стию на конференции самих учащихся, разработав по­ вестку (которая Оыла послана но школам за месяц до конференции) и наметив совместпо с РКСМ организа­ ционные формы ведения конференции, Учебная Служба при полном согласовании вопроса о созыве конференции с соответствующими Хоз.-Проф. и Парторганизациями,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz