Вестник Мурмана. 1924, № 10.

№ 10 (62). М У Р М А Н А. 5 участков на реке Выге. Другой выход--путем специаль­ ного соглашения об объединении, п качестве участников в деле в отношении ковцессионировапия Мурманской же­ лезной дороги с соответственными учреждениями для создания цельных концессионных единиц Затем, следует указать па необходимость выработки специальных тарифов па перевозку лесных грузов по железной дороге на участке от ст. Сорока до ст. Мур­ манск • В 192В — 1924 операционном году Северолесом предположена работа в районе от Сороки до Ковдгя па S заводах, с общпм числом 3G рам п с программной выработкой of>.ООО стандартов. Некоторые из этих заво­ дов могли бы дать железной дороге свой груз. К таким заводам прежде всего относятся три Сорокских завода па 15 рам. Заводы эти не соедипепы с магистралью железнодорожной веткой, а сделать это затруднительно по местным условиям. Б настоящее время отгрузка с заводов производится лихтерами, везущими груз верст за 10 к стоянке пароходов. Но этими же лихтерами груз может быть доставлен к рядом расположенной железнодорожной пристани. Всего на упомянутых трех заводах предположено выработать в 1923 — 1924 опе­ рационном году— 21 .5 60 стандартов. Если возникает вопрос об отвлечении этих грузов на железную дорогу и к Мурмапскому порту, то для определения возможных тарифов надлежит подсчитать какие расходы эти заводы могут пести при отправке по железной дороге через Мурманск или морем через Горло Белого моря. Специальные подсчеты этого дают, что в позднее осеннее время и до закрытия навигации повышение морских фрахтов и страхования при направлении через Горло Белого моря таковы, что в связи с возможностью отправить груз через Мурманск и после закрытия на­ вигации можно рассчитывать па лесной груз от Сорок, Кеми и др. через Мурмапск, если обоюдным соглаше­ нием с Северолесом избегнуть известных неудобств при железно-дорожных отправках. Засим придется коснуться влияния па лесное хозяй­ ство края вывозных пошлин на круглый лес. Эти пошлины установлены по целому ряду экономических и покрови­ тельственных соображений, которые совершенно непри­ менимы к району Мурманской железной дороги и приводят к результатам обратным, нежели они то пред­ полагают. Прежде всего пошлинами этими устанавливающие их страны стремятся охрапить леса от опустошительной эксплоатации. Одпако, леса района Мурманской желез­ ной дороги севернее Сороки почти пе разрабатываются, часть лесопильных заводов западного Беломорья бездей­ ствуют. а Кольский завод даже сгорел. Разработка леса из-за недостатка рабочих рук стоит, так как население редко, а подчас и вовсе отсутствует. Таким образом, вопрос об истощении лесов в районе, где рубок вовсе не производится, отпадает. Далее считается, что вывозиые пошлины на круглый лес покровительствуют вывозу пиленого леса и тем дают заработок паселепию и добавочную прибыль стране. Но в районе Мурманска нет заводов, восстановление их потребует средств, пока отсутствующих, и отягощение вывоза круглого леса пока что ведет к прямо обратным результатам, лишая заработка незначительное существую­ щее паселепие, толкая его па юг и затрудняя самую возможность будущих работ. Привлечение сюда насе­ ления в целях колонизации заставляет итти по линии наименьшего сопротивления и за невозможностью исполѵ* зовать другие способы обратиться к заготовке круглого леса. В этом случае разработка па вывоз круглого леса, что связано с более быстрым оборотом капитала и мень­ шими его размерами, даст возможность приступить к лесным разработкам в крае, что поведет и к скорому восстановлению лесопильных заводов. Не имеет значения и вопрос о фрахтах. Если для всех Беломорских портов для вывозки леса нужно фрах-' товать пароход, что при малой ценности круглого леса могло бы поглотить значительную долю его стоимости, то для Мурманского порта дело обстоит иначе, леспые грузы, частью могли бы быть обратными грузами и это послужило бы средством удешевления фрахта. Casio по себе предпочтительнее оплачивать фрахт пароходов в Мурманск не золотом, как теперь, а круг­ лым лесом, получая в нем плату за древесину и давая заработок населению на лесоразработках. Таким образом, необходимо и в лесохозяйственном, п в экономическом отношении облегчение условий вывоза круглого леса отменой вывозных пошлин на пего и самым разрешением вывоза. Наконец, следует упомянуть, что для облегчения пуска в ход и создания новых лесопильных заводов в том районе, в каком этих заводов нет, или где деятель­ ность их прекратилась, необходимы для них налоговые льготы для первых лет в виде освобождения от уплат промысловых налогов, уменьшения сборов па социальное страхование и т. п. Кроме всего этого необходимо пла­ новое обеспечение заводов лесосеками на ряд дет. Bor те главнейшие условия, которые обусловливают развитие в Карельско-Мурманском крае лесного хозяй­ ства и привлечение леспых грузов на Мурманскую железную дорогу. Первое Дорожное Экономическое Совещапие отнеслось к этому вопросу особенно внимательно и, обсудив его, приняло следующее постановление: 1. д,Совещание, ознакомившись с рядом мер, при­ нятых на дороге для увеличения лесных перевозок, находит таковые правильными и вполне соответствующими интересам дела. 2. Для увеличения леспых перевозок но Мурманской же.т. дор. желательно восстановить Кольский лесопильный завод и пустить в работу Хибинский (или перенести его к ст. Зашеек). 3. Необходимо выработать специальные тарифы на перевозку леспых грузов па участке от Сорок до Мур­ манска, по выяснении вопроса с Северолесом и учре­ ждениями морского транспорта. 4. Для успешного копцессионирования районов Коль­ ского полуострова необходимо расширение отводов Мур­ манской дороге для образования цельных концессионных единиц. 5. При отсутствии лесопильных заводов требование вывоза лишь пиленого леса экономически нецелесооб­ разно и вредно для состояния лесов. Желательно до устройства в районе лесопильных заводов разрешение и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz