Вестник Мурмана. 1924, № 10.

10 В Е С Т Н И К N° 10 (62). Конференция учащих. Чтобы достигнуть больших результатов в области подведения итогов в проделанной работе и указать даль­ нейшие формы организационной и учебно-плановой ра ­ боты, Учебной Службой был детально разработан, как план и характер работы конференции, так и учет про­ деланной работы школами. За месяц до конференции были разосланы специально разработанные анкеты по учету школьной работы. Согласно данных анкет Завед. школами по обще-педагогическим вопросам (работа школ советов, совсодов, шефов, ігед-комиссий, самоорганизаций учащихся и проч.) и отдельные школьные работники по предметам п груннам (материал проработанный, методы проработки и проч.) должны были представить УЧ пись­ менные отчеты. Для рассмотрения письменных отчетов, а равно для методического руководства на конференции по отдельным предметам были заранее Учебной Службой совместно с Учкомами и пед-совещашшми выделены в качестве „застрельщиков" из самой гущи учительства наиболее активные в общественно-педагогическом отно­ шении работники І-й и П-й ступени. Выдвигая самих учащих в качестве докладчиков, этим Учебная Служба хотела (и хочет) достигнуть подготовки из самих учащих толкачей и организаторов педагогической мысли. В ка­ честве консультантов был инспекторский аппарат Учебной Службы. Конференция в организационном отношении распа­ далась на две части: методическую и административно- педагогическую. На методической конференции участвовали все учащие в порядке обязательства— Завшколами и один от пяти учащих школы, и остальные по желанию. Всего собра­ лось 65 человек. На повестке дня кроме общих вопросов („текущий момеит“ , доклад УЧ) стояли вопросы: 1) Родной язык I и I I ступени. 2) Обществоведение (I и II ступени). 3) Естествознание (I п II ступени). 4) География (I и И ступени). 5) Математика (I и II ступени). 6) Физика (II ступ.). 7) Физическое воспитание в школе. 8) Практические уроки по комплексному плану в группах сь и />. 9) Практический урок со взрослыми по лпкбезу и его разбор. 10) Школа с продленным дпем. Не вдаваясь в анализ каждого доклада, нужно ска­ зать, что руководители-докладчики серьезно ознакомились с представленным письменным материалом учащих и дали вполне объективную оценку о постановке дела обучения на линии. Все докладчики засвидетельствовали в качестве положительной сгоропы школьной работы— знакомство учащих с новейшими* методическими дости­ жениями и правильное применение их в школьной ра­ боте: попытки компл ек товани я материала, изучение окружающей трудовой деятельности, краеведческий эле­ мент в школе, учет работы в процессе занятий, отрыв от словесного обучения и полный переход к иллюстра­ тивному и экскурсионному методам и частично к иссле­ довательскому прохождению обучения и проч. Правда, мы не имеем еще той трудовой школы, ко­ торая нужна для пролетариата, но для переходного вре­ мени имеем в сравнении с дореволюционной школой п с первыми годами революции хорошую учебную школу от которой с развитием производительных сил Респу­ блики будем переходить и практически переходим к под­ линно трудовой политехнической школе. В качестве отрицательных сторон, которые были подмечены на конференции и которые необходимо изжить в ближайшее время—это: 1) отсутствие нрограмного единства особенно во 2-й ступени, 2) отсутствие смелого инициативного размаха у учи­ тельства не только в подборе нового материала, по и в комбинировании имеющегося материала применительно к новым программам Ніркомпроса (1928 г.), 3) частично привязанность учащих к программам и к учебнику. Из отдельных предметов особенно в невыгодном* по­ ложении оказался предмет обществоведения. Конференция засвидетельствовала, что программа, разработанная Ле­ нинградским Губопо по данному предмету, носит слишком исторический и отвлеченный характер, т. е. мало места уделяется изучению современности и что обществоведения, как такового нет, а есть история с обильным и для обществоведения порой ненужным материалом. Давая вполне объективную оценку постановки школьного дела па линии с указанием ее положитель­ ных и отрицательных сторон, участники конференции не ограничились только выслушиванием, хотя и самым активным, одних теоретических докладов, а имели воз­ можность и практически ознакомиться с жизлоино-вызы­ ваемым комплексным планом работы в школе. Для фиксации методических достижении в работе с одной стороны и указаний, как должна преломляться работа в школе применительно к новым программам Наркомпроса с другой стороны, инспекторским составом Учебной Сл. были даны уроки в группах А и Б п в школе Ликбеза. Темой работ в группах А и Б была зима (в частности снег, лед, замерзание). Уроки ирошлн при большом и напряженном внимании участников кон­ ференции и при самом живом и активном участии в работе самих детей. После уроков, которые длились несколько часов, было их обсуждение. В завершение методической конференции был по­ ставлен доклад „Продленный день в школе*. Вопрос о продленном дне и в связи с ним о клубных занятиях в школе являлся п является больным вопросом. Необ­ ходимо с одной стороны оторвать детей от влияния семьи и тех тяжелых условий, в которых живут рабочие на линии, а с другой, привлекая детей на вечерние клубные занятия, дать им не сухую учебу, не продолже­ ние обычных школьных занятий, (о чем правильно про­ тестовали врачи па конференции) а разумный отдых, разумные занятия, построенные на том или ином инте­ ресе самих учащихся. Доклад, поставленный на конференции по данному вопросу, оказался вполне своевремеппым и правильно подходившим к разрешению педоумений учащих в их практической работе. Одновременно, в конце методической конференции (во время обсуждения уроков) шло совещание Завед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz