Вестник Мурмана. 1924, № 1.

№ 1 (53). М У Р М А Н А. 9 пути, кривых радиуса мопсе 100 саж. и т. д. Достройка дороги и сс оборудование лежит па Службе Пути, к а ­ ковой была выполнена коюссальпал работа, особенно за краткий, в условиях северного крам, полевой период 1923 года. Г* результате дорога уж*; не имеет кривых радиуса менее Ю 0 саж.; заменено около 4 8 3 . 0 0 0 шпал; вывезено балласта около 3 6 . 0 0 0 куб. саж., тогда- как в прош юм году ого было вывезено лишь 20.0! o') itу6. саж.; был отремонтирован целый ряд мостов, прочищено и углублено водоотводных капав па станциях п перего­ нах—5 0 . 0U0 пог. саж.; ироьдепо пути сплошным рс- мочтом около 8 0 0 верст; разработан ряд скалки их . виемок около S 40 куб. саж ; досыпано полотно линии , до проектного профили на 7, S. 11 и 12 ѵчасткак. ; всего около *2.500 куб. саж.; устроен обход па 4 9 7 — 49S вер. с рельсо-бетиннмм перекрытием. Результаты этих, далеко не пол поел ыо п е р е іие.еч.шых, работ па- лицо-- увеличен, как упоминалось, вес поездов,— гозмож- воггь пропускать до Петрозаводска паровозы серии О, " которые могут возить составы весом в 7 7 . 0 0 0 пудов, Кроме тогоj представляется возможность пускать тяже­ лые паровозы па 2 7 0 вере г на север от Петроза- водска, именно с»рі!і! Щ , которые берут счктачы ве- сом до 3 0 .ООП пудов. Увеличена скорость пассажирских ппе-иов: на у ч а л к е Пе тро гр ад— Ззапгса с 6 0 до 70 верст в час, па участке Зван ка —Лоден ное-1 Іоле с 45 до 60 вер. в час; на участке Лодеііпое-Гіоле - Нетро- заводск с 4 5 до 50 вер. в час; на участке Петроза- вид-*к —Кемь с о 5 до 4 0 вер. в чае; па участке Кемь — Имандра с 2 5 — 30 до 35 вер. в час. Увеличение веса поездов, усиление движения и т. п. значительно пони­ жаю г себестоимость перевозки и дают возможность до­ роге. п дальше нтти по пу іп неуклонного улучшения своего хоівнстна. Кроме того, произведен ремонт пассажирских зданий, контор, отделений, мастерских, депо, служб, домов, больниц, бапь, электрической станции п т. п. Особо цадгежиг отметить лнквид іци» т ак называемых „крас­ ных городкпв -—вагонов, в которых живут служащие. Таких в ‘гопов освобождено 1 . 0 0 0 штук. В настоящее прем а дорога имеет 2 . 5 0 0 ей . саж. жилищ, из них 8 1 8 кв. саж. новых. В частности, к 1-му января па ст. Звапка „Красный Городок" ликвидируется окончательно и все жившие в нем служащие переходят в постоянное помещение. Кроме того, произведены взыскания по улучшению профиля и трассы пути. Сказанное о работе Службы Пути можно и ллюс гра- ровать целым рядом графиков, которые наглядно изо­ бражают успешность это и работы. Так , но ремонту зданий, задание выполнено па 122 — 1 -5 °/0; П" достройке домов — па 12 0 ° /0 и т. д. При этом, в текущем году произво­ дилась иосіройка исключительно рубленых домов и кз ацм, т о п а к . ік в нрош :ом и >следипе строились, обычпо, фанерные. Что касается снабжения дороги поплином, то все учреждении ты полнили свои задания по снабжению до­ роги тон !пвом блестяще. Северолес при годовом задании в 2 5 .0 0 0 куб. саж. к 1-му июня поставил 2 5 . 7 1 7 куб. саз:. Тоже полностью выполнил задание к тому же сроку и Иетролес и только Каролес выполнил задание не многим больше, как на половину. Надлежит особо отметить, что, расширив заготовки собственными сред­ ствами. для дороги оказалось возможным почти отка­ заться от ус.тѵг o]>raiiп.;ацг£іт, до того снабжагших се дровами п лесными материалами. Заготовки дороги про­ текали вполне успешно, а в отношении бревен и т е ­ леграфных столбов выиолнепы на 1 t 5 ° /0 и 1б0°/о з а ­ дания. Себестоимость заготовки дров определяется в 11 р. 60 к. золотом за 1 куб. саж.; по договору же с Карел- лесом стоимость одной куб. саж. определяется в 17 р. 5 0 кои. золотом. Себестоимость заготовки одной шпалы определяется в Г»1 кои. золотом, тогда как по договору от 9 июня сего годя у Ссверолеса шпалы покупались по цене 55 коп. золотом за штуку, а вообще продажная цена у hac в России, в силу общекультурных причин, ши­ рокие круги, i n пр. крестьянства,— главного представители вашей страны, до сих пор пе удалось привлечь к изу­ чению сиоих краев. Следовательно, рассчитывать на местное паселепие в его целом не приходится. Поэтому в дело краеведения должны пойти те из местных жи­ телей, которые, прежде в?его в силу повышенного интереса п любви к своему краю, готовы, хотя, что ппбудь сделать полезное и нужное для пего. К числу таких лиц мы склонны отнести местное учительство, предста­ вителей местных административных п хозяйственных учреждений, служащих и т. д., словом, тех, которые, главным образом, из внутренних побуждений готовы войти в краеведческую работу, и которые "располагают для этого известными предпосылками в виде того или иного культурного уроипя. Наш огромный Север издавпа ждет интенсивной и глубокой работы, направленной к его изучению. В силу той роли, какую играет Север в нашей стране, краеведению здесь предстоит большая и продолжительная работа, которая в близком или далеком будущем выльется в специальную отрасль знания —Се- веро-ведение. Все, кто может и как может, заботе этой должны помогать своим участием. Следует помнить проро­ чество Д. 11. Менделеева, пачавшеес.і уже осуществляться, о тех богатствах, которые этот район России — наша Америка в себе содержит. Использование и извлечение этих богатств иа благо н пользу всей страны достижимо только через изучение края. Краеведение, как его опре­ делили мы, и в ранках более широких и общих, —это путь к всестороннему поднятию и оживлению края. Реальными доказателствами следует изжить то печаль- пое представление, которое еще до сих пор держится у нас о Севере*). А . X *> З а всеми справками по организации кружков и в обществ краеведения, а такж е за указаниями и инструкциями, как вести аіу работу, кружкам, а равно отдельным лицам следуем обращаться но адресу: Петроград Уиивер. наб. D. О. яд. Ак. П аук Централь­ ное Віоро Краеведения при Росс. Академии Наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz