Вестник Мурмана. 1924, № 1.
шеппи состоятельность, последняя получила и экспортные грузы, и в настоящее время следует в Мурмаы около 1 миллиона пудов хлебцых грузов. Если перейти к техническим служба и дороги, Службе Тяги и Службе Нуги, то их работа также характеризует улучшение хозяйства дороги. В Службе Тяги работа заключается, главным образом, в ремонте паровозов. В отношении среднего ремонта паровозов в 11)22/23 операционном году задания ІІ ІШС выполнен» на 1 0 і ° / о. Народным Комиссариатом Путей Сообщения было укапано, что каждая железная дорога определяет ш и л еж а т е е средпему ремонту количество паровозов сообразно совер шенному числу поездо-верст, при чем известное количество последних обязывает выпустить одну единицу из среднего ремонта- Для Мурманской ж. д. по норме требовалось выпускать из среднего ремопта 3 паровоза. Однако, в ударные но работе месяцы удалилось выпускать 9 — 11 паровозов. Таким образом, Правлению дороги удалось многого достичь в области более правильной постановки дела и удешевления ремонта, Затем, удалось наладить и ремонт вагопов. З а весь год с октября 11)22 г. по октябрь 1 9 2 3 г. из конвен ционного осмотра выпущено 1 .509 вагонов, а из теку щего ремонта— 1 1 .2 8 5 вагопов. Начавшись в январе для конвенционного осмотра с цифры 72, а для текущего ремонта— 5 0 2 вагона, ремонт достиг в июле 2 0 0 ьаюноа из конвенционного осмотра и 1 .8 0 7 вагопов из текущего ремонта, а в сентябре 1 4 С вагонов из конвенционного осмотра п 1 .4 9 8 вагонов из текущего р ем о н т . Некоторое падение цифры ремонта в сентябре носит случайный характер, т ак как для конвенционного осмотра пришлось подавать, за неимением других, кладбищенские вагоны, состояние которых было много хуже среднего. Кроле того, дорога испытывала острую нужду в вагоппои обшивке, в которой, кстати сказать, терпят нужду и прочие дороги сети. Правление дороги стояло перед полным отсутствием д*.нежных средсіи и закупить ее где-либо не имело возможности, и работа по ремонту вагопов могла продолжаться лишь благодаря содействию Кар- леса, предоставившего необходимый материал. И настоя щее время дорога имеет собственную обшивочную мастерскую и станок, мощность которого позволит изгото влять обшивку для всей линии. Улучшение в деле ремопта вагонов было достигнуто, между прочим, концентрацией такового в двух наиболее мощных пунктах — Звапка и Лодейное-ІІоле. К числу положительных достижений относится также увеличение пробега п а р о т з а между средними ремонтами. Так , в 19 2 2 г. указанный пробег для пассажирских паровозов составлял около 4 0 . 8 5 0 , а для товарных— около 2 7 . 5 5 0 верст. 1> 1923 г. пробег первых составлял около 4 0 . 0 0 0 , а вторых— около 8 3 . 2 5 0 верст Уместно стметить, что заданные пробеги состав .ляют для пасса жирских паровозов 4 0 . 0 0 0 , а для товарных не менее 2 0 . 0 0 0 верст. Помимо этого, постепенно понижался и оборот паровозов. Так , для депо Мурманск оборот за первую четверть года выражался в 6 6 часах, за вторую— в 02 часах и за третью— в 53 ч.ісах. В области всех приведенных достижений имела несом ненно благотворное зпачепие иерекопетрукцпя аппарата Управления Дороги и переход п а продольную систему. В настоящее время, структура Управлении Дороги такова, что каждый Начальник Службы, находясь в подчинении Начальника Дороги, является единственным хозяином во вверенной ему отрасли железнодорожного дела, тогда как раньше он являлся как бы консультантом районных руководителей. Наконец, немаловажную роль и деле улучшения работы дороги сыграла ликвидация состава командирован них на нее рабочих п служащих с дру гих дорог сети. В результате этой ликвидации дорога ныне обладает ік сюянным и более квалифицированным систавом работников. Мурманская железная дорога, как известно, педо- сіроена, чрезвычайно плохо оборудована служебными помещениями, помещениями для расквартировании слу жащих п имеет большие дефекты в отношении профиля сеет хлеб, другое нет,— занимается промыслом, олене* водетвом и др.; из сеющих: одни возделывают ячмень, другие— овес, третьи то и другое, промышленное насе ление одной деревни поморское, зверобоіпюе, другой,— занимается рыболовством только па месте или в бли жайших районах, снаряды одних промышленников могут отличаться от таковых же ближайших их соседей и т. д. и т. д. Но еще больше интересного и ценного мате риала имеется в области так называемой духовной куль туры и в обстановке каждодневной жизни северных пародов. Всевозможные обряды при совершении свадеб, похорон, крестин, на больших праздниках, различные виды знахарства, народного врачевания или пародп- й медицины, обычаи, связанные с различного рода приме тами, народные легенды, песни, с к а а н и я и т. п., наконец, особенности говора, остатки слов от прежней разговорной речи, вышедшей ныне из употребления; украшения одежды, внутренности жилищ, их внешпие особенности, покрой платья, приемы занряжек и пр. и пр. Все это для науки вообще и для изучения Севера, в особенности, имеет огромное значение. Чем больше, подобных приведенным выше, сведений и фактов будет собрано, тем легче сделается возможность установить, причины различий, взаимные влияния, развитие п уми рание тех или других явлений народной жизни. А для краеведения, знать народную жизнь изучаемого края, во всех ее разнообразнейших проявлениях, со всеми особенностями отдельных местностей, селений, погостов, в прошлом и настоящем, крайне важно. И даже больше, это, пожалуй, главное в краеведении, ибо растгтеліпый и животный з нр, явления неорганически го порядка могут быть сравнительно легко и быстро изучены экспеди ционными способами. Та- нм образом, задачи краеведения сводится К изучению человека в его природной и хозяйственной обстановке. Правда, это ни сколько не исключает возможности изу чения края И в Д Р ' Г И Х ВОЗМОЖНЫХ О! ношениях, но для того массового, иеснециального, краеведения центр тяжести лежит в подчеркнутом. Кто же призван изучать свои края в рассмотренном нами смысле, в данном случае Север? Ответ до неко торой степени лежит в самом вопр< се: те, кто ближе всего стоит к этому краю, кто постоянно живет в его пределах, т. е. местное население. Но, к сожалению.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz