Вестник Мурмана. 1924, № 1.

М У Р м А Н А. 15 к , финнов"з по прозванию лопарей, проживающих временно у настоящих колонистов (финнов). Признаюсь, что этот контраст с виденным мною летом 1914 г. поразил мен л и заинтересовал и кажется не напрасно, так как мне удалось искрить глубокий перелом в психике лопари, увидеть в корне различимо причины поселения лопаря и финна; и сумма взятых причин позволяет видеть явлении несколько нпого порядка, чем простая колони ация. или простое населе­ ние края. Что же за причины, поколебавшие любовь к пере­ мещению и нежную привязанность к оленю у лопаря и побудившие его к оседлому жителіствѵ? O fм« чу прегкд-' всего, что уже летом 1 9 1 7 года я ва мот ил падлом в психике, перемену привычен и т. под. у лопаря. Келл в 1914 г. (и раньше) на образ жчзни, хозяйства, и взгляды и привычки к о ло н и с т финна пли коляппна лопарь смотрел, к. к на совершенно ему чуждый, а главное, пи в коем случае пе могущий служить ему примером, доел- Иным подражания, ибо его родная стихия— пространство, тунлра и олень, то в 1917 г., у возвра­ тившегося с тонны лопаря, зная его бившие привычки и психику, было как то непривычно видеть бритву яJ i l h t “, которой оп брил себя и своих товарищей в диких ущелыіх тундры Куаднаіівич, как то странно было видеть „страдания и стон", что у него „тянет желудок", когда он пил чан без сахара, по истощеппи запаса последнего; вместе с тем поражал восторг рас­ сказа о виденных им пятиэтажных домах городов России, о хорошей жизни русского крестьянина, „имею- * щего свой" хлеб. Индио было, что многие нз них во время войны зорко присматривались и примечали новые формы хозяйства, для них непривычные, что им нра ­ вился этот для них новый образ жизни, что, наконец, оп становился для них достойным подражания. Никогда пе забуду восторга рассказа лопаря Андрея Осипова (1017 г.), что у пих в Лапландии можно сеять хлеб, как это он сам видел п ел хлеб (ячменный.) у колониста фипна Ивана Корхало, живущего у устья Нотье. Ныло чрезвычайно странно слышать восторжен пост г> и убе­ жденность его речи, на ряду с представлением, что Иван Корхало „сеет муку1* (подлинные слова). Несо­ мненно, сначала мировая воина, затем проведение железной дороги и железнодорожные поселения и, н а ­ у ч е н , революция — прогрессивно оказывали влияние па ) уклад жизни, привычки п психику, вызывая свое- разное изменение направления мышлении, приучая к большей общественности и, главное, смелые попытки отойти от образа ашапи своих предков. Но, несомненно, последний удар в этом направлении сделало падение основы их хозяйства— оленеводства. Беспризорность стада оленей и непосильная гужевая повинность во время мировой войны начали, и т а же непосильная гужевал повинность и натуральный налог, также гибель олепей от зверя во время воины гражданской, окончили паірыв оленеводства. Но моим опросам ныне количество оленей у отдельных оленеводов (бывших богатых прежде) сократилось до 10 - 2 0 7 0 прежнего, а некоторые лопари стали совершенно бс-шлейным и. При этих условиях остается другая опора хозяйства— &то рыбный про­ мысел, по лопарь хорошо знает, что самый доходный из них.*-- ловля семги- обусловлен фортуш.и .Пот это все Ѣ 1 (53). вместе взятое породило следующую основную мысль гискалываемую мне не одним лопарем: „оленеводство пало, восстановить его трудно, так как при самом бережливом отношении к живо;пому, при неимении оружия (винтовки были отобраны во время гражданской войны), один зверь бывали случаи— уносил из стада до 18 голов за зиму (Антон Герасимов); необходимо поэтому пока есть еще немного олепей, перейти к осед­ лому образу жизни, променять оленье мясо на корову, лошадь, завести огород п одновременно заниматься рыбным ироыыс. 1 ом '‘ . Пот основная мысль лонаря и, усвоив ее, оп выбирает удобное место па р. ’Гуломе, строит дом, меняет олепей па корову, лошадь, заводит огород, беря пример и шлифуясь руководством опыта колониста-фиппа. Но поступить так могут только лопари, у которых сохра­ нилась хотя некоторая доля олепей. Неволенные лопари, бедствуя страшно, пе имеют возможности иерейтп к новым формам хозяйства и почти гибнут. Отмечу» что существует настоящий контраст взглядов бывшего старого и подрастающего поколений; поселив­ ши вся оседло лопарь— етец продолжает поддерживать оленеводство и питает прежнюю нежную привязанность к животному, лопарь ж е— сын настаивает, что оп „своих- оленей променяет на лошадь, корову. Коп грает этот, впрочем, всегда имеет разумную меру и ведет лишь к успеху как в новых, так и старых формах х о ­ зяйства. Поселившийся оседло лопарь применяет все доступ­ ные его средствам новые формы быта, есть даже случаи обзаведения коровами, разведение огородов — сел пне картофеля, репы, лука, есть случаи когда, лопарь устраи­ вает колодезь со срубом и журавлем, строит прекрасные отапливаемые коровники п дома уже не с каменками, а со шведскими или русскими печками, есть построенные дома в несколько комнат. Чрезвычайно поражает я этом недавно еще дикаре, начинающееся понимание ра зли ­ чия групта, понимание вреда для трав лугов явления пророста пин дерновины мохом, заботливое собирание „кальчей" (ракушек), нз четвертичных отложении по р. Туломе, для корма кур. Вместе со всем этим по­ является глубокое понимание пользы грамотности, образо­ вания, понимание, одухотворяющее их н а такие подвиги, как перевозка „миром* школы из покинутого ранее Сонгельского погоста на р. Тулому, или внимательное и проникновенное прислушивание ко всем советам. Накопец, появляется сознание общественности и необхо­ димости сплоченности. Последнее вызывается, впрочем, отчасти конкуренцией с колонисгом-фином. Трогательно смотреть па горделивый огопь сознания достигнутых им успехов в новом хозяйстве, сияющий в чистом, всегда прямом и когда то ^наивном взгляде глаз лопаря! Так создаются новые формы хозяйственного уклада лопаря-поселянина—это рыбная ловля (на реке и о з е ­ рах), скотоводство, иногда оленеводство и вместе сель­ ское хозяйство, сильным подспорьем в которым являются зимние заготовки леса и другие побочные заработки. Если для перехода к оседлому образу жизни лапарей могут быть указаны причины, побудившие их к этому, то в чем кроются причины, побуждающие переселение финнов на р. Тулому и другие места Кольского иолу-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz