Вестник Мурмана. 1924, № 1.
М У Р м А Н А. 15 к , финнов"з по прозванию лопарей, проживающих временно у настоящих колонистов (финнов). Признаюсь, что этот контраст с виденным мною летом 1914 г. поразил мен л и заинтересовал и кажется не напрасно, так как мне удалось искрить глубокий перелом в психике лопари, увидеть в корне различимо причины поселения лопаря и финна; и сумма взятых причин позволяет видеть явлении несколько нпого порядка, чем простая колони ация. или простое населе ние края. Что же за причины, поколебавшие любовь к пере мещению и нежную привязанность к оленю у лопаря и побудившие его к оседлому жителіствѵ? O fм« чу прегкд-' всего, что уже летом 1 9 1 7 года я ва мот ил падлом в психике, перемену привычен и т. под. у лопаря. Келл в 1914 г. (и раньше) на образ жчзни, хозяйства, и взгляды и привычки к о ло н и с т финна пли коляппна лопарь смотрел, к. к на совершенно ему чуждый, а главное, пи в коем случае пе могущий служить ему примером, доел- Иным подражания, ибо его родная стихия— пространство, тунлра и олень, то в 1917 г., у возвра тившегося с тонны лопаря, зная его бившие привычки и психику, было как то непривычно видеть бритву яJ i l h t “, которой оп брил себя и своих товарищей в диких ущелыіх тундры Куаднаіівич, как то странно было видеть „страдания и стон", что у него „тянет желудок", когда он пил чан без сахара, по истощеппи запаса последнего; вместе с тем поражал восторг рас сказа о виденных им пятиэтажных домах городов России, о хорошей жизни русского крестьянина, „имею- * щего свой" хлеб. Индио было, что многие нз них во время войны зорко присматривались и примечали новые формы хозяйства, для них непривычные, что им нра вился этот для них новый образ жизни, что, наконец, оп становился для них достойным подражания. Никогда пе забуду восторга рассказа лопаря Андрея Осипова (1017 г.), что у пих в Лапландии можно сеять хлеб, как это он сам видел п ел хлеб (ячменный.) у колониста фипна Ивана Корхало, живущего у устья Нотье. Ныло чрезвычайно странно слышать восторжен пост г> и убе жденность его речи, на ряду с представлением, что Иван Корхало „сеет муку1* (подлинные слова). Несо мненно, сначала мировая воина, затем проведение железной дороги и железнодорожные поселения и, н а у ч е н , революция — прогрессивно оказывали влияние па ) уклад жизни, привычки п психику, вызывая свое- разное изменение направления мышлении, приучая к большей общественности и, главное, смелые попытки отойти от образа ашапи своих предков. Но, несомненно, последний удар в этом направлении сделало падение основы их хозяйства— оленеводства. Беспризорность стада оленей и непосильная гужевая повинность во время мировой войны начали, и т а же непосильная гужевал повинность и натуральный налог, также гибель олепей от зверя во время воины гражданской, окончили паірыв оленеводства. Но моим опросам ныне количество оленей у отдельных оленеводов (бывших богатых прежде) сократилось до 10 - 2 0 7 0 прежнего, а некоторые лопари стали совершенно бс-шлейным и. При этих условиях остается другая опора хозяйства— &то рыбный про мысел, по лопарь хорошо знает, что самый доходный из них.*-- ловля семги- обусловлен фортуш.и .Пот это все Ѣ 1 (53). вместе взятое породило следующую основную мысль гискалываемую мне не одним лопарем: „оленеводство пало, восстановить его трудно, так как при самом бережливом отношении к живо;пому, при неимении оружия (винтовки были отобраны во время гражданской войны), один зверь бывали случаи— уносил из стада до 18 голов за зиму (Антон Герасимов); необходимо поэтому пока есть еще немного олепей, перейти к осед лому образу жизни, променять оленье мясо на корову, лошадь, завести огород п одновременно заниматься рыбным ироыыс. 1 ом '‘ . Пот основная мысль лонаря и, усвоив ее, оп выбирает удобное место па р. ’Гуломе, строит дом, меняет олепей па корову, лошадь, заводит огород, беря пример и шлифуясь руководством опыта колониста-фиппа. Но поступить так могут только лопари, у которых сохра нилась хотя некоторая доля олепей. Неволенные лопари, бедствуя страшно, пе имеют возможности иерейтп к новым формам хозяйства и почти гибнут. Отмечу» что существует настоящий контраст взглядов бывшего старого и подрастающего поколений; поселив ши вся оседло лопарь— етец продолжает поддерживать оленеводство и питает прежнюю нежную привязанность к животному, лопарь ж е— сын настаивает, что оп „своих- оленей променяет на лошадь, корову. Коп грает этот, впрочем, всегда имеет разумную меру и ведет лишь к успеху как в новых, так и старых формах х о зяйства. Поселившийся оседло лопарь применяет все доступ ные его средствам новые формы быта, есть даже случаи обзаведения коровами, разведение огородов — сел пне картофеля, репы, лука, есть случаи когда, лопарь устраи вает колодезь со срубом и журавлем, строит прекрасные отапливаемые коровники п дома уже не с каменками, а со шведскими или русскими печками, есть построенные дома в несколько комнат. Чрезвычайно поражает я этом недавно еще дикаре, начинающееся понимание ра зли чия групта, понимание вреда для трав лугов явления пророста пин дерновины мохом, заботливое собирание „кальчей" (ракушек), нз четвертичных отложении по р. Туломе, для корма кур. Вместе со всем этим по является глубокое понимание пользы грамотности, образо вания, понимание, одухотворяющее их н а такие подвиги, как перевозка „миром* школы из покинутого ранее Сонгельского погоста на р. Тулому, или внимательное и проникновенное прислушивание ко всем советам. Накопец, появляется сознание общественности и необхо димости сплоченности. Последнее вызывается, впрочем, отчасти конкуренцией с колонисгом-фином. Трогательно смотреть па горделивый огопь сознания достигнутых им успехов в новом хозяйстве, сияющий в чистом, всегда прямом и когда то ^наивном взгляде глаз лопаря! Так создаются новые формы хозяйственного уклада лопаря-поселянина—это рыбная ловля (на реке и о з е рах), скотоводство, иногда оленеводство и вместе сель ское хозяйство, сильным подспорьем в которым являются зимние заготовки леса и другие побочные заработки. Если для перехода к оседлому образу жизни лапарей могут быть указаны причины, побудившие их к этому, то в чем кроются причины, побуждающие переселение финнов на р. Тулому и другие места Кольского иолу-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz