Вестник Мурмана. 1924, № 1.

І2 В Е С Т Н И К • №1 (53). Котласской железной дороги. Общеизвестный факт: эта дорога строилась, к а к транзитная— для вывоза сибир­ ских грузов через Архангельск. Прошла опа по пустын- пому району. Главную работу при тазом положен ии дороге должпыбылн давать ее конечные пункты— Вятка и Котлас. Работа Котласа и Вятки в усиленные годи транзита (ИХ >8— 1 0 1 0 ) выразились в 190S г.— 10 милл. пудов, в 19 0 9 г.— IB милл. пуд. и в 1010 г. - - 1 2 ми іл. пудов. Работа промежуточных станций, главным обра­ зом, станции Опарника- и ее района дала за те же годы: в 1 9 0 8 г .— 5 милл. пудов, в 1909 г.— 7 милл. пудов и в 1 9 1 0 г. —9,5 милл. пудов, т. е. почти срав ­ нялась с Котласом и Вяткой вместе взятыми. Угу основную тенденцию в жизни Котласской ж. д.— возра­ стающие работы промежу точных станции и относитель­ ное ослабление роли конечных пунктов, исследователь настоящего вопроса председатель трапспортпоп секции Госплана А. А. ІІеоппчанов, объясняет в своем иссле­ довании следующим обстоятельством. «Ь время с 1903 но 1 9 0S г. в Онарино-Мологском районе отведено было под заселение 7 5 тысяч десятин лесной площади и устроено па ней 2 тысячи семей. В 19 І 0 году ио свидетельству А. А. Неопиханова на с гшцип Опарине было всею 2 дома, а в 1911 году— 12 0 домов и строи­ лось 124 , было 17 пекарен, о колбаспых заведения, 6 бакалейных лавок, 8 чайных, і пекарня, 1 столярное заведение, несколько ремеслепиых заведений, шитье платья и т. и. „Пе подлежит сомнению1*, пишет н а ­ званный автор, что „этот иоселок с ярко выраженным торговым характером смог возникнуть и за короткое врѵмя достаточно развиться исключительно на почве общего заселения и экономичен; то оживления в этом долгие годы спящем раиопе. Жи знь его всецело опре­ деляется жизныо окружающего сі'о промышленного района^. Онисаниое оживление пустынного района, давшее дороге значительные грузы , произошю при ашіЗНОѴІ содействии дороги. Управление дор-ти всеми доступными ему мерами организовывало заготовку т о п и к а и дез- пых материалов на лесных ит >;ц ід к , отведен іых 2 ты­ сячам позых засольщиков. 15 результате нятилетпен работы получилось ожп зюние и развитие нового района и увеличение грузо > бор >та доро г и до р а м е ро в т ра и ні т- ных перевозок. Если этот пример пе может в условиях Мурман­ ского края дать таких быстрых результатов, то он все же служит явствен дым показателе * жишенносгн н целе­ сообразности развития лесных промыеюв в отведенной доооге лесной территории. Ведь тоіько па их основе может укрепиться и колонизация края и увеличение грузооборота дороги за счет местных грузо». ор гани ­ зацией лесных промыслов, сонутсгвоваемых колоииіа- цнопным мероприятиям, дорога откроет первый ШЛЮЗ для мест пых грузов. Второй такой іп поз - д о р о г а сде­ лает организацией своих рышых предприятий. Пусть на нервы* норах дело из-за отсутетвл і ка­ питалов пойдет медленно, с неизбежными ошибками, по предаваться отчаянию пе следует. Изучая историю коло­ низации разнообразных стран, нельзя пе нригти к за­ ключению, что колонизация пе есть роскошь богатых стран, о п а—чаще всего необходимо оть небогатых, по имеющих волю к развитию стран. А при таких усло­ виях суть дела заключается в том, чтобы избрать пра­ вильные методы, п а первых порах затратить, как всегда бывает в начале колонизации, сравнительно небольшие средства и открыть правильно первые шлюзы, через которые течет „живая вода" колонизации, и дальше уже само время, сами природные условия начнут про­ являть творческие свойства. Лесные и рыбные промыслы, железная дорога— как пионерное предприятие и Мур­ манский порт —те четыре „толкача1*, четыре экономи­ ческие фактора, которые уже начинают и .будут пробу­ ждать дремлющие природные богатства края. Для пра­ вильного же выявления этими факторами своих творче­ ских сил необходимо, чтобы они работали согласно, в контакте и одновременно, т. е , чтобы на ряду с на­ лаженной уже работой дороги организуемых промыслов была и налажена работа порта. Т а к а я контактная работа в течение ряда лет, год от года расширяется и, оценивая в пустынном суровом крае особым измерителем, так как здесь каждый заве­ денный огор д , каждый куб дров, доставленный дороге— новый шаг к хозяйственному и экономическому пробу­ ждению края, подготовит н край и дорогу, постепенно ее достраивая, и порг к тому моменту, когда изменение мировой конъю іктуры откроет к Мурммнскоц дороге и краю с его богатствами широкую арену. И это время не 3% горамп и предвидимо человеческим разумом. Н ірком внешней торговли Л. Красин в своей статье „Ооедипрпнме Штаты Америки и Россия " и нроф. II. Тулайков в своей работе „ Ьі вопросу о положении сельского хозяйства в Соединенных ПІіатах* предвидят то неотдале шос время, когда Соединенные Штаты силою неизбежных экономических требований войдут в ближайшие взаимодействия с Россией и о. Сибирью. Оказывается, промышленное развитие Соединенных Штатоз з а ш п уже н істо іько далеко, что в течение ближайших двух трех десятилетий неизбежно превраще­ ние Соединенных Штагов в чисто промышленную стропу. Ко гиче т во свободных , пргігодпых дл я зе млI'-дѵ.Ш/I немел ь уяеньпмсгся с каждым годом, и сами американцы уже более или менее точно определяют момент цревращения своей е т ршы в иромыіпіенноо государство. Относительно высокий уровень жизни, свойственный американскому рабочему и американскому фермеру, заставляет фермера бросать зем іеделие, как только оно педяст некоторого мини­ мального дохода, песравиенно белее высокого, конечно, пеже іи доход нашего крестьянства. В прежнее годы в таких сіучаях фермер мог переселиться па свободные земли; теперь это в Америке уже невозможно. II вот перед умами американских хозяйственников с неизбеж­ ностью встает такая перспектива: Америка п р ев р ащайс я в промышленную страну и начинает покупать все большее и большее количество сельскохозяйственных продуктов на стороне. Промышленность Америки рабо­ тает не только па внутренний рынок, пе только на другие страны Америки, но и на заокеанские страны: па западе эго будет Китай, а на востоке— Россия и Зап. Сибирь, где имеются пригодные- для возделывания хлебов площади, по размерам способные быть житницей всего мира. В соответствии с таким продвижением обосновывает проблемы сельского хозяйства России и Госплан. „Для хозяйств, связанных в прошлом с мировым хозяйством,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz