Вестник Мурмана. 1923, N9.

№9 . М У Р М А Н А. 5 Всего на линии имелось 8 товарных и 1 пасса­ жирский электровоз для движения 8 пар товарных и 2 пар. пассажирских поездов и 5 товарных и 1 пас­ сажирский электровозов запасных и для маневров. При эксплоатации обнаружилась трудность движения тяжелых товарных поездов с 2-мя электровозами. При пуске в ход и при движении возникали толчки и коле­ бания, ведшие к разрыву поезда, но опыт вскоре дал возможность уменьшить их до минимума регулировкой тормоліения поезда. Это обстоятельство, между прочим, заставляет счи­ таться с тем. что при электрификации русских желез­ ных дорог придется думать об услилении сцепных при­ боров. Таковы вкратце данные электрификации Погранич­ ной железной дороги, самой северной из электрических жел. дор. всего мира, которая является по отношению к Мурманской жел. дор. чрезвычайно интересным при­ мером и ближайшее изучение работы которой будет не­ обходимо для проектировки электрификации Мурманской жѳл. дор. Надо отметить, что и центральная силовая установка является одной из интереснейших в Швеции по смелости своего замысла. П. Гаевский. Внутренняя чаеть Дапдандзког подуозтрэва. I. Иод внутренней частью русской Лапландии мы ра ­ зумеем срединный участок ее, который получается по выделении районов, базирующихся на Северный Ледо­ витый океан и Белое море. Поверхность этого участка, состоящая почти исклю­ чительно из обнажения гранита и гнейса, местами по­ крытых обширными тундрами,— волниста, холмиста и скалиста. Внутренняя часть русской Лапландии разделяется на 2 района, на северо-востоке возвышенная, безлесная, тундреннная полоса; на юго-западе более низменная лесистая, начинающаяся березовыми лесами и перехо­ дящая в смешанный (еловый и сосновый) лес *). В общем границы леса и тундры намечаются до­ вольно резко, однако, местами лес проникает в тундру, равно как и в лесной части встречаются безлесные тундровые возвышенности. Наиболее возвышенные части Лапландии— лежащие между Умбозером и озером Имандрой—Хибинские горы, высотою 1.200 - 1.300 метров с тремя отрогами—на север к Ловозеру и далее к Мурманскому берегу, по реке Поной на Терский берег и на юг— к реке Варзуге; между озерами Умбозером и Ловозером Ловозерские горы. Лапландия необыкновенно богата водой. Озера по всей ее поверхности встречаются самой разнообразной величины и формы. Верещагин насчитывает по всей Лапландии 700 озер, из коих Имандра имеет около 100 верст в длину и более 4.0 в ширину, и целый ряд значительно меньших, но все лее значительных озер, как Ловозеро, Пулозеро, Колозеро и т. д. Озера бур­ ные—опасные для плавания. Почти все озера соединены между собою реками или выпускают из себя реки. Наиболее значительные реки района в большинстве случаев берут начало из Центральной болотистой части О По Фрггсу раздельная линия пдет от Колы на Ловозеро и от­ туда па Сосновед. По карте лесов, составленной в 1921 году ученым лесоводом И. Н. Леонтьевым, граница лесов идет значительно се­ вернее. Ііо моему мнению, наиболее правильной является граница, уста­ новленная И- Н. Леонтьевым. полуострова (к югу и востоку от Ловозера). Здесь на- чднаются Воронья, Поной, Харловка, Иоканга, Вар- зуга и Умба и другие. На с.-в. необходимо отметить, как наболее значительные реки, Тулому (с знаменитым Падуном) и Колу. Большинство рек многоводны, почти все— порожисты, что делает их далеко не везде судоходными даже для лодок. В общем надо отметить, что поскольку в безлесной северной части реки быстры, поролшеты и многоводны, постольку, переходя в лесную, они мелководны и отли­ чаются медленностью течения. Количество болот пред­ ставляет спорный вопрос. Харузин и Фрис указывают, что Лапландская тундра имеет незначительное коли­ чество болот, сосредоточение которых—в лесистой части. Однако, уже по Дергачеву („Русская Лапландия“) много­ численные и обширные болота расположены по всему пространству полуострова, при чем этими же болотами покрыты даже возвышенные места, значительно подни­ мающиеся на общем уровне. Поскольку мне удавалось наблюдать—последнее положение более соответствует действительности '). Во время осмотра работ по изысканиям второго варианта Мурманской лѵѳлезной дороги я наблюдал болота и на вершинах округлых и каменистых и по крутым склонам. Климат внутренней Лапландии холодный континен­ тальный. Средние температуры таковы: Воздух отличается сухостью, дождей обычно выпа­ дает мало, равно как и снега, выпадающего главным образом (по Розанову) в конце зимы. Флора центральной Лапландии небогата, кроме се­ верных ягод, которые имеют в ней всех своих предста­ вителей, и ягеля, которым заняты огромные пространства, что сделало оленеводство одним из основных промыслов населения. Зато реки и озера изобилуют рыбой — огромными количествами семги, сига и мелкой рыбы. О Kehlman указывает на нахождение этих болот только на вершинах платообразпых.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz