Вестник Мурмана. 1923, N9.
№9 . М У Р М А Н А. 5 Всего на линии имелось 8 товарных и 1 пасса жирский электровоз для движения 8 пар товарных и 2 пар. пассажирских поездов и 5 товарных и 1 пас сажирский электровозов запасных и для маневров. При эксплоатации обнаружилась трудность движения тяжелых товарных поездов с 2-мя электровозами. При пуске в ход и при движении возникали толчки и коле бания, ведшие к разрыву поезда, но опыт вскоре дал возможность уменьшить их до минимума регулировкой тормоліения поезда. Это обстоятельство, между прочим, заставляет счи таться с тем. что при электрификации русских желез ных дорог придется думать об услилении сцепных при боров. Таковы вкратце данные электрификации Погранич ной железной дороги, самой северной из электрических жел. дор. всего мира, которая является по отношению к Мурманской жел. дор. чрезвычайно интересным при мером и ближайшее изучение работы которой будет не обходимо для проектировки электрификации Мурманской жѳл. дор. Надо отметить, что и центральная силовая установка является одной из интереснейших в Швеции по смелости своего замысла. П. Гаевский. Внутренняя чаеть Дапдандзког подуозтрэва. I. Иод внутренней частью русской Лапландии мы ра зумеем срединный участок ее, который получается по выделении районов, базирующихся на Северный Ледо витый океан и Белое море. Поверхность этого участка, состоящая почти исклю чительно из обнажения гранита и гнейса, местами по крытых обширными тундрами,— волниста, холмиста и скалиста. Внутренняя часть русской Лапландии разделяется на 2 района, на северо-востоке возвышенная, безлесная, тундреннная полоса; на юго-западе более низменная лесистая, начинающаяся березовыми лесами и перехо дящая в смешанный (еловый и сосновый) лес *). В общем границы леса и тундры намечаются до вольно резко, однако, местами лес проникает в тундру, равно как и в лесной части встречаются безлесные тундровые возвышенности. Наиболее возвышенные части Лапландии— лежащие между Умбозером и озером Имандрой—Хибинские горы, высотою 1.200 - 1.300 метров с тремя отрогами—на север к Ловозеру и далее к Мурманскому берегу, по реке Поной на Терский берег и на юг— к реке Варзуге; между озерами Умбозером и Ловозером Ловозерские горы. Лапландия необыкновенно богата водой. Озера по всей ее поверхности встречаются самой разнообразной величины и формы. Верещагин насчитывает по всей Лапландии 700 озер, из коих Имандра имеет около 100 верст в длину и более 4.0 в ширину, и целый ряд значительно меньших, но все лее значительных озер, как Ловозеро, Пулозеро, Колозеро и т. д. Озера бур ные—опасные для плавания. Почти все озера соединены между собою реками или выпускают из себя реки. Наиболее значительные реки района в большинстве случаев берут начало из Центральной болотистой части О По Фрггсу раздельная линия пдет от Колы на Ловозеро и от туда па Сосновед. По карте лесов, составленной в 1921 году ученым лесоводом И. Н. Леонтьевым, граница лесов идет значительно се вернее. Ііо моему мнению, наиболее правильной является граница, уста новленная И- Н. Леонтьевым. полуострова (к югу и востоку от Ловозера). Здесь на- чднаются Воронья, Поной, Харловка, Иоканга, Вар- зуга и Умба и другие. На с.-в. необходимо отметить, как наболее значительные реки, Тулому (с знаменитым Падуном) и Колу. Большинство рек многоводны, почти все— порожисты, что делает их далеко не везде судоходными даже для лодок. В общем надо отметить, что поскольку в безлесной северной части реки быстры, поролшеты и многоводны, постольку, переходя в лесную, они мелководны и отли чаются медленностью течения. Количество болот пред ставляет спорный вопрос. Харузин и Фрис указывают, что Лапландская тундра имеет незначительное коли чество болот, сосредоточение которых—в лесистой части. Однако, уже по Дергачеву („Русская Лапландия“) много численные и обширные болота расположены по всему пространству полуострова, при чем этими же болотами покрыты даже возвышенные места, значительно подни мающиеся на общем уровне. Поскольку мне удавалось наблюдать—последнее положение более соответствует действительности '). Во время осмотра работ по изысканиям второго варианта Мурманской лѵѳлезной дороги я наблюдал болота и на вершинах округлых и каменистых и по крутым склонам. Климат внутренней Лапландии холодный континен тальный. Средние температуры таковы: Воздух отличается сухостью, дождей обычно выпа дает мало, равно как и снега, выпадающего главным образом (по Розанову) в конце зимы. Флора центральной Лапландии небогата, кроме се верных ягод, которые имеют в ней всех своих предста вителей, и ягеля, которым заняты огромные пространства, что сделало оленеводство одним из основных промыслов населения. Зато реки и озера изобилуют рыбой — огромными количествами семги, сига и мелкой рыбы. О Kehlman указывает на нахождение этих болот только на вершинах платообразпых.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz