Вестник Мурмана. 1923, N9.

ВЕСТНИК № 9. вано было 21 ,5 милл. шведских крон (около 11.2 милл. рублей). Состав проекта был следующий: ток однофазный с частотой в 15 периодов, с добавочными генераторами и проводкой трехфазного тока для коммерческих сило­ вых установок. Центральная станция расположена на водопаде Порьюс, у истока из большого озера р. Люле, одной из наиболее мощных рек Швеции. Сила воды в со­ стоянии развивать здесь при минимальном протоке 12 .500 лош. сил, а в течение большей половины года— 50 .000 лош. сил, что еще можно значительно увеличить регулированием русла. Река была пересечена плотиной, длиною 1 .254 метров, от Одного из концов которой шел водоподводящий канал, длиною 600 м. Четыре водяные турбины, с горизонтальными валами, мощностью по 12 .500 лош. сил, и электрические генераторы по­ мещались на 50 метров ниже поверхности земли, и по­ мещение для них было образовано взрывом горной по­ роды. Две турбины приводят во вращение генераторы однофазного тока для эксплоатации жел. дороги, третья турбина— генератор трехфазного тока для промышлен­ ных целей, а четвертая турбина— запасная, для двух соединенных генераторов одно - и трехфазного тока; имеется еще место для 5-ой турбины, и в будущем предположено возможное расширение еще для 5 турбин. Каждый из генераторов однофазного тока, весом около 200 тонн, развивает при непрерывной работе 6 .250 киловат. а при максимальной нагрузке 10 .000 киловат. Число оборотов 225 в минуту. Число перио­ дов— 15 в секунду. Напряжение тока в зависимости от нагрузки 8 .4 0 0— 4 .150 вольт, при чем теплый воздух от генератора используется частью для нагрева помещения (бетонное), частью для ого просушки. Надземная часть станции двухэтажная, заключает в себе распределительные устройства и трансформаторы. Ток из генераторов трансформируется на 80 ООО вольт и передается на подстанции, где понижается до 15 .000 вольт и поступает в контактный провод. Провода, выходя от центральной станции (двойная однофазная линия на 4 проволоки), идут большей частью вдоль существующей, неэлектрифицировапной железной дороги, к первой подстанции, у ст. ІСируна, в 140килм. от центральной станции, откуда начинается электрифи­ цированная часть, и далее до конца ее. 4 проволоки проводов идут попарно по обеим сторонам мачт, при­ чем во избежание короткого замыкания тока, в случае провеса верхней проволоки от обмерзания инеем, про-' вода на каждой стороне мачты однополюсны, хотя это несколько и затрудняет ремонт. Сечение проводов до ст. Кируна — 80 кв. м.м., а далее до конца дороги упадает до 70 ,60 и до 50 кв. м.м. Мачты для токовой проводки сделаны железные, склепанные из уголков, на бетонном основании; высота их от 17,9 до 21 ,9 метр., и расставлены они в сред­ нем на расстоянии 200 метров. Кроме нормального типа мачт имеется на кривых усиленный тип для оттяжки проводов и примерно через каждый километр для натяжения проводов. В верхней части мачт находятся 2 перекладины для подвешивания изоляторов. Всего установлено 1.237 стол­ бов., весом яселеза до 2 .200 тонн. Изолировка проводки являлась серьезной задачей и выполнена подвесными изоляторами, из 4-х подвешен­ ных друг к другу колпачков, каждый из которых испы­ тан на напряжение 55 тыс. вольт, прежде чем он начнет светиться и 105 тысяч вольт прежде перебегания искры. Полная цепь из 4-х звеньев дала при испытании спо­ собность выдержать ток, напряжением 160 — 170 тысяч вольт, прежде чем произойдет перебегание искры. Изо­ ляторы до постановки подверглись серьезным испытаниям на замораживание. Контактная линия идет на особых железных столбах, установленных через 50 метров на бетонных фундамен­ тах. К столбам на кронштейнах подвешена поддержи­ вающая проволока и к ней вертикальными медными тягами подвешен контактный провод сечением 80 ісв. м.м., на высоте 5,5 метр над головкой рельсов. Кронштейны при натяжении провода могут поворачиваться в верти­ кальном и горизонтальном направлениях. Через каждые 1,5 километра провод натягивается грузами, подвешен­ ными у мачт, чем регулируется сокращение или удли­ нение от температуры. Длина контактной проводки 149 ,8 килом. Общее количество меди в проводах около 180 тонн: число столбов до 2 .700 шт. На станциях столбы располол;ены с 2-х сторон пути и провода укреплены на идущих по­ перечно легких железных конструкциях. По линии проводки установлены 10 небольших киосков с рогообразными громоотводами. Электровозы. Товарные электровозы построены на максимальную скорость 60 килом в час, с соответственным умень­ шением на уклонах. В грузовом направлении поезда с двойной тягой, общим весом вагонов 1.855 тонн., при наивысших подъемах линии 0 ,010 . В порожнем на­ правлении тяга идет одним электровозом, с весом ваго­ нов 455 тонн и с другим неработающим электровозом. Годовой пробег каждого из электровозов равен 90 .000 км. Расход энергии по договору был обусловлен не свыше 22 ,6 ватт-часов на 1 тонну-килом. для груженого по­ езда и 23,9 в.-ч. для порожнего. Цифры эти на прак­ тике оказались много лучше, на 30 ° /о для груженого поезда. Полный вес электровоза 138 тонн, максимальное давление на ось 17,4 тонн. На электровозах установлены ручной тормаз и „Нью-Йорк", действующий сжатым воздухом. Пассажирские электровозы имеют максимальную скорость на горизонтальных участках пути до 100 км., при одиночной тяге вес поезда 200 тонн. Годовой про­ бег до 100 .000 килом.; расход тока не свыше 31,5 ватт- часов на тонну. Тормаза устроены по системе разре­ женного воздуха, с двумя насосами, из которых один, быстродействующий, назначен для опоражнивания трубо­ провода в поезде, а другой работает с малой скоростью для удаления просочившегося воздуха. Полный вес электровоза 90 тонн, с давлением на ось 16,7 тонн.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz