Вестник Мурмана. 1923, N9.
ВЕСТНИК № 9. вано было 21 ,5 милл. шведских крон (около 11.2 милл. рублей). Состав проекта был следующий: ток однофазный с частотой в 15 периодов, с добавочными генераторами и проводкой трехфазного тока для коммерческих сило вых установок. Центральная станция расположена на водопаде Порьюс, у истока из большого озера р. Люле, одной из наиболее мощных рек Швеции. Сила воды в со стоянии развивать здесь при минимальном протоке 12 .500 лош. сил, а в течение большей половины года— 50 .000 лош. сил, что еще можно значительно увеличить регулированием русла. Река была пересечена плотиной, длиною 1 .254 метров, от Одного из концов которой шел водоподводящий канал, длиною 600 м. Четыре водяные турбины, с горизонтальными валами, мощностью по 12 .500 лош. сил, и электрические генераторы по мещались на 50 метров ниже поверхности земли, и по мещение для них было образовано взрывом горной по роды. Две турбины приводят во вращение генераторы однофазного тока для эксплоатации жел. дороги, третья турбина— генератор трехфазного тока для промышлен ных целей, а четвертая турбина— запасная, для двух соединенных генераторов одно - и трехфазного тока; имеется еще место для 5-ой турбины, и в будущем предположено возможное расширение еще для 5 турбин. Каждый из генераторов однофазного тока, весом около 200 тонн, развивает при непрерывной работе 6 .250 киловат. а при максимальной нагрузке 10 .000 киловат. Число оборотов 225 в минуту. Число перио дов— 15 в секунду. Напряжение тока в зависимости от нагрузки 8 .4 0 0— 4 .150 вольт, при чем теплый воздух от генератора используется частью для нагрева помещения (бетонное), частью для ого просушки. Надземная часть станции двухэтажная, заключает в себе распределительные устройства и трансформаторы. Ток из генераторов трансформируется на 80 ООО вольт и передается на подстанции, где понижается до 15 .000 вольт и поступает в контактный провод. Провода, выходя от центральной станции (двойная однофазная линия на 4 проволоки), идут большей частью вдоль существующей, неэлектрифицировапной железной дороги, к первой подстанции, у ст. ІСируна, в 140килм. от центральной станции, откуда начинается электрифи цированная часть, и далее до конца ее. 4 проволоки проводов идут попарно по обеим сторонам мачт, при чем во избежание короткого замыкания тока, в случае провеса верхней проволоки от обмерзания инеем, про-' вода на каждой стороне мачты однополюсны, хотя это несколько и затрудняет ремонт. Сечение проводов до ст. Кируна — 80 кв. м.м., а далее до конца дороги упадает до 70 ,60 и до 50 кв. м.м. Мачты для токовой проводки сделаны железные, склепанные из уголков, на бетонном основании; высота их от 17,9 до 21 ,9 метр., и расставлены они в сред нем на расстоянии 200 метров. Кроме нормального типа мачт имеется на кривых усиленный тип для оттяжки проводов и примерно через каждый километр для натяжения проводов. В верхней части мачт находятся 2 перекладины для подвешивания изоляторов. Всего установлено 1.237 стол бов., весом яселеза до 2 .200 тонн. Изолировка проводки являлась серьезной задачей и выполнена подвесными изоляторами, из 4-х подвешен ных друг к другу колпачков, каждый из которых испы тан на напряжение 55 тыс. вольт, прежде чем он начнет светиться и 105 тысяч вольт прежде перебегания искры. Полная цепь из 4-х звеньев дала при испытании спо собность выдержать ток, напряжением 160 — 170 тысяч вольт, прежде чем произойдет перебегание искры. Изо ляторы до постановки подверглись серьезным испытаниям на замораживание. Контактная линия идет на особых железных столбах, установленных через 50 метров на бетонных фундамен тах. К столбам на кронштейнах подвешена поддержи вающая проволока и к ней вертикальными медными тягами подвешен контактный провод сечением 80 ісв. м.м., на высоте 5,5 метр над головкой рельсов. Кронштейны при натяжении провода могут поворачиваться в верти кальном и горизонтальном направлениях. Через каждые 1,5 километра провод натягивается грузами, подвешен ными у мачт, чем регулируется сокращение или удли нение от температуры. Длина контактной проводки 149 ,8 килом. Общее количество меди в проводах около 180 тонн: число столбов до 2 .700 шт. На станциях столбы располол;ены с 2-х сторон пути и провода укреплены на идущих по перечно легких железных конструкциях. По линии проводки установлены 10 небольших киосков с рогообразными громоотводами. Электровозы. Товарные электровозы построены на максимальную скорость 60 килом в час, с соответственным умень шением на уклонах. В грузовом направлении поезда с двойной тягой, общим весом вагонов 1.855 тонн., при наивысших подъемах линии 0 ,010 . В порожнем на правлении тяга идет одним электровозом, с весом ваго нов 455 тонн и с другим неработающим электровозом. Годовой пробег каждого из электровозов равен 90 .000 км. Расход энергии по договору был обусловлен не свыше 22 ,6 ватт-часов на 1 тонну-килом. для груженого по езда и 23,9 в.-ч. для порожнего. Цифры эти на прак тике оказались много лучше, на 30 ° /о для груженого поезда. Полный вес электровоза 138 тонн, максимальное давление на ось 17,4 тонн. На электровозах установлены ручной тормаз и „Нью-Йорк", действующий сжатым воздухом. Пассажирские электровозы имеют максимальную скорость на горизонтальных участках пути до 100 км., при одиночной тяге вес поезда 200 тонн. Годовой про бег до 100 .000 килом.; расход тока не свыше 31,5 ватт- часов на тонну. Тормаза устроены по системе разре женного воздуха, с двумя насосами, из которых один, быстродействующий, назначен для опоражнивания трубо провода в поезде, а другой работает с малой скоростью для удаления просочившегося воздуха. Полный вес электровоза 90 тонн, с давлением на ось 16,7 тонн.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz