Вестник Мурмана. 1923, N9.

к нормальному гужевому транспорту. Второй тракт па Олонецк имеет торговое значение до Святозера, вскоре за которым уже кончается район непосредственного тя­ готения к Петрозаводску. Третий тракт на Вытегру хорошо отремонтирован, по значение его в виду того, что он почти параллельно идет с железной дорогой, невелико. Очевидно, что направление главных гужевых путей края должно коренным образом измениться. Нужны не параллельные, а поперечные в отношении к железнодорожной линии пути и соединение с желез­ ной дорогой крупных озерных бассейнов и крупных поселков. Так, наир., на тожпоп границе района не­ обходим хороший грунтовый тракг до селения Ладна, необходима дорога к Селозеру, около которого сосре­ доточен один из населенных и богатых районов южной Карелии. Т о в а р о о б м е н Ю ж н о й К а р е л и и , несмотря па такую же, как в Северной Карелии, плохую организацию кооперации и бездеятельность железнодорожного T1IO, в несравненно лучших условиях. Причина этого частью в работе Картона и сельско-хозяйственной кооперации, а частью энергия частных торговцев, по все-таки сбыт местных произведений на рынке не налажен. Надо ска­ зать, что существенное затруднение в этом отношении представлял в 1922 г. железнодорожный тариф. Напр., из Южной Карелии на Петроградский рынок можно было отправить по железной дороге не менее 1 .000 вагонов дров, по тариф был такой, что выдержать этой перевозки дрова не могли, а, между тем, это дало бы большой толчок развитию местных лесозаготовок в на­ дежде на сбыт на Петроградский рынок. В Петрозавод­ ском Союзе Кооперативов имелось до 20 .000 пуд. ивовой коры для отправки на Петроградский рынок, но тариф также пе давал возможности реализовать этот товар без круипых убытков. Точно также не были отправлены имеющиеся ва месте: сено— 200 тыс. п., древесного угля— 15 тыс. п., смолы— 10 тыс. п., рыбы— 10 т. п., и некоторых друг, товаров; чтобы дать толчок местной производительности, нужно понизить тариф процентов на 4 0— 50. В отношении товарообмена и центров снабжения Южная Карелия издавна разделялась на две неравные части: юго-восточную—большую и северо-западную, со­ стоящую из волостей Ребольской, ІІоросозерской и не­ которых других, пограничных с Финляндией. Эти во­ лости в отпошении товарообмена определенно тяготели к Финляндии и в мирное время. Торговцы из Лендер, Ловут-острова, Ребол, Челмозера, Емельяновского, Кол- вас-озера и Муезера получали все товары из Лексы. Торговцы из Кимас-озера получали его из Кугмы, У.теаборгской губ. Предметом вывоза в Финляндию явля­ лась, главным образом, рыба в свежем виде, соленая и сушеная, икра, дичь, пушной товар, кожи, мясо, масло, ягоды, сено, солома, в общем в количестве до 20 .000 пу­ дов. Из Финляндии для пугкд Ребольской, Ругоозерской и Богоявленской волостей привозилось до 60 тыс. пуд. муки русского размола, рожь, ячмень, овес, рис, пшено, соль, колониальные товары, сбруя. Из Петрограда через Финляндию сюда везли мануфактуру, колониаль­ ный товар, масло, веревки и керосин. Юговосточн. большая половина района снабжалась через Вознесенье озером, а с постройкой Олонецкой ж. д.— по ней. При- этом хлеб в Карелию шел, главпым образом, из Уфим- j ской г., бакалея, мануфактура и галантерея из ІІетро- града, соль— из Соликамска, керосин из Рыбинска. Вывозились из Карелии, главпым образом, железные изде­ лия, рыба, дичь, пушнина и в особенности лесные мате­ риалы. Из Понепецкого района шло около 2 милл. пуд. лесных материалов и дров, из Петрозаводского 2Ѵз милл. пуд. досок и бревоп и 1 .200 .000 пуд. дров, из Пудожского не мепее 2 милл. пуд. лесных мате­ риалов. Сбыт направлялся в ранные стороны только из ІІовенецкого у., здесь часть лесных материалов шла в Финляндию (па 80 тыс. руб.), часть в Белое море через Выг и Сегежу па 520 тыс. р. и только часть в Петроград. Из Петрозаводского и Пудожского уезда лесные материалы шли только в Петроград. Всего из Карелиии сюда шло материалов на I 1/ 2 милл. руб. В общем также двоится направление снабжения в Южной Карелип и в настоящее время. Часть товаров в при-Финляндский район идет до сих пор из Финлян­ дии, другая большая часть - с Петроградского рынка. Каркоммуна всячески старалась наладить товаро­ обмен с заграницей, но этому заметно мешала контра­ бандная торговля с Финляндией. Контрабандным путем в настоящее время ввозятся в Южную Карелию спички, табак, мннуфактура, кожа, кофе; вывозится заграницу контрабандным путем, главным образом, пушнина, рыба и оленье мясо. Лесистая и безлюдная местность, по которой проходит граница, сильно затрудняет борьбу с контрабандой. Каркоммуна ввозит из-заграницы (глав­ ным образом из Финляндии) хлебные продукты. Так, в 1921 г. ввезепо в Петрозаводск ржаной муки— 15 .800 п., сахару— 2 .442 п., бобов—-1 .814 п., гороху — 605 п., кожи— 519 п. и для северозападпой части района муки— 39 т. п., кроме того было закуплено муки для Кеми 106 .800 пуд. Весь вывоз из Карелии состоял в экспорте леса и пушнины. Было изготовлено до 600 .000 бре­ вен, около 40 .000 штандартов пиленого леса, пушнины было заготовлено свыше 4 .000 шкурок. Из России в 1921 г. в Петрозаводск привезено: пшеницы— 265 .000 пуд., овса— 110 ,000 пуд., ржи— 54 .000 пуд., ячменя — 62 ,000 п., рису — 1 .700 пуд., фасоли— 5 ,400 пуд., муки белой— 8 .S00 пуд, картофеля— 55 .600 пуд. и т. д. Для оживления местной торговли могло бы иметь значение возобновление в Юяшѳй Карелии бывших там ярмарок. В Петрозаводске-»Сборной* и в ПІунге-Кре- щенской попытки в этом отпошении пока особенного успеха, к сожалению, пе имели. Колонизация края. Еще 22 июня 1900 г. Олонецкая губ. была вклю­ чена в число губерний, в которых колонизационные работы должны быть начаты в первую очередь. Сове­ щание местных деятелей сочувственно отнеслось к идее колонизаций' края. В 190> г. записка Губернского Земства настаивала на необходимости организации пе­ реселения в Олонецкую губ. в целях разгития ее про­ изводительных сил. Несмотря па это, переселенских участков здесь не отводилось и многочисленные хода­ тайства отдельных лиц, желавших переселиться пре

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz