Вестник Мурмана. 1923, N9.

№ 9 . М У Р М А Н А. 9 селений. В губернии были развиты больше отхожие промыслы: из северо-западной части района- -волостей Ребольской, Поросозерской, Ругозерской и Богоявлен­ ской много молодых людей уходило для торговли крас­ ным товаром и галантереей в Финляндию; из южной части района: из Ладинской вол., был развит отхожий промысел для стекольных и столярных работ, уходило несколько сот стекольщиков и свыше 100 столяров. Из Желтобережной вол. очень много рабочих уходило, главным образом, в Прибалтийские губернии, для уборки камня с полей и в др. места для каменнотеспых работ. Из Прионежских волостей Пудожского уезда много ухо­ дило в Петроград для торговопромышленных занятий и разных случайных работ, много, напр., было газетчиков и дворников. Из местных промыслов, приближающихся по характеру к типу кустарных, можно было отметить выделку изделий из мрамора около Тивдин и Белой Горы: стаканов, пепельниц и подсвечников, а затем вязание сетей в разных волостях ІІовенецкого уезда и в Желтобережной вол. Петрозаводского; плетение корзин и бопдаряьтй промысел на севере района. Толвуйская, Кондопожская и Велвкогубская вол. были как-то больше других оживлены в промышленном отношении. Здесь было много столяров, сапожников, развивалось смоло­ курение и даже вязанье и вышиванье. За время войны и революции кустарные занятия, которые начали развиваться в Карелии, па время за­ мерли. Но с началом восстановления правильной хозяй­ ственной жизни в последний год они понемногу возро­ ждаются. Отхожие промыслы, особенно в Желтобережной и Ладеинской вол., снова возродились. ІІа восточном бе­ регу Онежского озера в Ннгижемской п Коловской вол. начинает развиваться бондарный промысел, но особенно заметно развился и быстро окреп этот промысел в Ка- расозерском районе, Великогубской вол., где работает уже много кустарей— артелью (с. Карасозеро и Сельга, около 100 чел.), в Желтобережной вол. образовался небольшой кустарный центр но плетению корзин. В не­ скольких селениях работает уже десятка два мастеров. В Оямозерской вол. возобновилась и идет в значитель­ ных размерах гонка смолы и дегтя. Здесь же ряд ку­ старей занят выделкой саней, дровень, колес, а затем сапожным ремеслом. В Иаданах развивается и поне­ многу крепнет кузнечный и слесарный промыслы. Осо­ бенно с минувшей весны, когда для кузнечных и сле­ сарных работ приспособлен и пущен в дело стоявший в ожидании ремонта Сеговецкий чугунно-плавильный завод. В том же ІІаданском районе начата выделка бондарных изделий, хотя и невысоких по качеству. В Климецком монастыре, Великогубской вол., монахини заняты вязанием и вышиванием. Делают матерчатые игрушки и разные предметы одежды. Развитию промысла мешает острый недостаток в гарусе и др. материалах. В Толвуйской вол. образовалась артель для прессования сена (в 12 ч.). В революционное уже время продоляіал существовать в Желтобережной вол. промысел по выделке точил из Бруснинского песчаника, но теперь за отсут­ ствием рынка сбыта этот промысел замирает. Совер­ шенно замерла и выделка кустарных изделий из Тив- дийского мрамора—здесь необходима государственная помощь. Пути сообщения. В отношении путей сообщения Южпая Карелия находится в сравнительно благоприятных условиях: пе­ ресекаемая с юга на север линией жел. дор., она имеет еще параллельный водный путь по озеру, по которому издавна существовали пароходные рейсы из с. Вознесения на Петрозаводск — иа Пудож— Повенец и Вытегру, Однако, уже одно то, что еще недавно между Петро­ заводском и Вознесеньем не было ни одной пристани, показывает, как слабо пользовались в этом крае озерным судоходством. Жизнь шла по каналам, южнее озера, а само Онежское озеро было водной пустыней. Масса сплавных рек и речек Южной Карелии оставались не только не использованными, по и не исследованными, хотя бы самым поверхностным образом. Несколько более исследовано только течение р. Суры, которая оказалась выше Поросозера пригодною для судоходства на протя­ жении 120 верст. Грувтовые дороги в противоположность Северной Карелии здесь существуют и довольно удобные. Лишь только переходишь в пределы Повенецкого уезда, р а ­ зумеем его старые границы, как с удовольствием видишь, что население здесь уже не чуждо привычки ездить на телегах. Видишь, как по дорогам движутся путники на двухколках и двухосных телегах. И все-таки половина селений Южной Карелии лишена дорог. С другой сто­ роны, имеющиеся грунтовые пути идут или параллельно железной дороге или параллельно водному пути и, та­ ким образом, осуждены на полное или частичное отми­ рание. Чтобы оягвввть водные пути, необходим ряд веток к пристаням и устройство самих пристаней. В этом отношении почин должен быть сделан в самом Петрозаводске, где нет ветки к пристани па Онежском озере. В Петрозаводске собственно две пристани, за­ водская и общественная. Первая заброшена и нуждается в основательном ремонте, а общественная пристань на­ ходится в сравнительно удовлетворительном состоянии, по железнодорожную ветку удобнее провести к завод­ ской пристани. ІІа ст. Медвежья Гора, где можно ждать самого оживленного товарообмена и перевала товаров с водного пути на железнодорожный и обратно, ветка к пристани есть, по самая пристань требует большого ремонта. Необходима спешная достройка же­ лезнодорожной ветки от ст. Масельской к Сегозеру, на котором существовала в последние годы, хотя и нере­ гулярное пароходное сообщение с с. Паданами и неко* торымн др. местами прибрежья. Теперь ремонт двух имеющихся на Сегозере пароходов поручен Сеговец- кому заводу и можно думать, что в ближайшую нави­ гацию пароходное сообщение уже установится с пра­ вильными рейсами. В Южной части района необходимы ж.-д. ветки к Шокше, севернее Петрозаводска к Тив- дпи и от Медвежьей Горы к Повенцу. Эго, конечно, только первые вехи для развития экономических воз­ можностей в крае. От гор. Петрозаводска отходят 3 гужевых тракта. ІІовенецкий—как параллельный железнодорожной линии, имеет значение только по своему ответвлению от ст. Медвежья Гора до Ребол (через Мяндусельгу, По- росозеро и Лендеры). Тракт в этой части идет по сильно пересеченной местности и мало приспособлен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz