Вестник Мурмана. 1923, N9.
№ 9 . М У Р М А Н А. 9 селений. В губернии были развиты больше отхожие промыслы: из северо-западной части района- -волостей Ребольской, Поросозерской, Ругозерской и Богоявлен ской много молодых людей уходило для торговли крас ным товаром и галантереей в Финляндию; из южной части района: из Ладинской вол., был развит отхожий промысел для стекольных и столярных работ, уходило несколько сот стекольщиков и свыше 100 столяров. Из Желтобережной вол. очень много рабочих уходило, главным образом, в Прибалтийские губернии, для уборки камня с полей и в др. места для каменнотеспых работ. Из Прионежских волостей Пудожского уезда много ухо дило в Петроград для торговопромышленных занятий и разных случайных работ, много, напр., было газетчиков и дворников. Из местных промыслов, приближающихся по характеру к типу кустарных, можно было отметить выделку изделий из мрамора около Тивдин и Белой Горы: стаканов, пепельниц и подсвечников, а затем вязание сетей в разных волостях ІІовенецкого уезда и в Желтобережной вол. Петрозаводского; плетение корзин и бопдаряьтй промысел на севере района. Толвуйская, Кондопожская и Велвкогубская вол. были как-то больше других оживлены в промышленном отношении. Здесь было много столяров, сапожников, развивалось смоло курение и даже вязанье и вышиванье. За время войны и революции кустарные занятия, которые начали развиваться в Карелии, па время за мерли. Но с началом восстановления правильной хозяй ственной жизни в последний год они понемногу возро ждаются. Отхожие промыслы, особенно в Желтобережной и Ладеинской вол., снова возродились. ІІа восточном бе регу Онежского озера в Ннгижемской п Коловской вол. начинает развиваться бондарный промысел, но особенно заметно развился и быстро окреп этот промысел в Ка- расозерском районе, Великогубской вол., где работает уже много кустарей— артелью (с. Карасозеро и Сельга, около 100 чел.), в Желтобережной вол. образовался небольшой кустарный центр но плетению корзин. В не скольких селениях работает уже десятка два мастеров. В Оямозерской вол. возобновилась и идет в значитель ных размерах гонка смолы и дегтя. Здесь же ряд ку старей занят выделкой саней, дровень, колес, а затем сапожным ремеслом. В Иаданах развивается и поне многу крепнет кузнечный и слесарный промыслы. Осо бенно с минувшей весны, когда для кузнечных и сле сарных работ приспособлен и пущен в дело стоявший в ожидании ремонта Сеговецкий чугунно-плавильный завод. В том же ІІаданском районе начата выделка бондарных изделий, хотя и невысоких по качеству. В Климецком монастыре, Великогубской вол., монахини заняты вязанием и вышиванием. Делают матерчатые игрушки и разные предметы одежды. Развитию промысла мешает острый недостаток в гарусе и др. материалах. В Толвуйской вол. образовалась артель для прессования сена (в 12 ч.). В революционное уже время продоляіал существовать в Желтобережной вол. промысел по выделке точил из Бруснинского песчаника, но теперь за отсут ствием рынка сбыта этот промысел замирает. Совер шенно замерла и выделка кустарных изделий из Тив- дийского мрамора—здесь необходима государственная помощь. Пути сообщения. В отношении путей сообщения Южпая Карелия находится в сравнительно благоприятных условиях: пе ресекаемая с юга на север линией жел. дор., она имеет еще параллельный водный путь по озеру, по которому издавна существовали пароходные рейсы из с. Вознесения на Петрозаводск — иа Пудож— Повенец и Вытегру, Однако, уже одно то, что еще недавно между Петро заводском и Вознесеньем не было ни одной пристани, показывает, как слабо пользовались в этом крае озерным судоходством. Жизнь шла по каналам, южнее озера, а само Онежское озеро было водной пустыней. Масса сплавных рек и речек Южной Карелии оставались не только не использованными, по и не исследованными, хотя бы самым поверхностным образом. Несколько более исследовано только течение р. Суры, которая оказалась выше Поросозера пригодною для судоходства на протя жении 120 верст. Грувтовые дороги в противоположность Северной Карелии здесь существуют и довольно удобные. Лишь только переходишь в пределы Повенецкого уезда, р а зумеем его старые границы, как с удовольствием видишь, что население здесь уже не чуждо привычки ездить на телегах. Видишь, как по дорогам движутся путники на двухколках и двухосных телегах. И все-таки половина селений Южной Карелии лишена дорог. С другой сто роны, имеющиеся грунтовые пути идут или параллельно железной дороге или параллельно водному пути и, та ким образом, осуждены на полное или частичное отми рание. Чтобы оягвввть водные пути, необходим ряд веток к пристаням и устройство самих пристаней. В этом отношении почин должен быть сделан в самом Петрозаводске, где нет ветки к пристани па Онежском озере. В Петрозаводске собственно две пристани, за водская и общественная. Первая заброшена и нуждается в основательном ремонте, а общественная пристань на ходится в сравнительно удовлетворительном состоянии, по железнодорожную ветку удобнее провести к завод ской пристани. ІІа ст. Медвежья Гора, где можно ждать самого оживленного товарообмена и перевала товаров с водного пути на железнодорожный и обратно, ветка к пристани есть, по самая пристань требует большого ремонта. Необходима спешная достройка же лезнодорожной ветки от ст. Масельской к Сегозеру, на котором существовала в последние годы, хотя и нере гулярное пароходное сообщение с с. Паданами и неко* торымн др. местами прибрежья. Теперь ремонт двух имеющихся на Сегозере пароходов поручен Сеговец- кому заводу и можно думать, что в ближайшую нави гацию пароходное сообщение уже установится с пра вильными рейсами. В Южной части района необходимы ж.-д. ветки к Шокше, севернее Петрозаводска к Тив- дпи и от Медвежьей Горы к Повенцу. Эго, конечно, только первые вехи для развития экономических воз можностей в крае. От гор. Петрозаводска отходят 3 гужевых тракта. ІІовенецкий—как параллельный железнодорожной линии, имеет значение только по своему ответвлению от ст. Медвежья Гора до Ребол (через Мяндусельгу, По- росозеро и Лендеры). Тракт в этой части идет по сильно пересеченной местности и мало приспособлен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz