Вестник Мурмана. 1923, N7.
6 ВЕСТНИК № 7. дать, чтобы и Соединенные Штаты могли значительно увеличить свой экспорт. Производительность лесов северо- восточной и центральной областей уже давно пошла на убыль ‘). Правда, в южных штатах лесное дело про должало расширяться. Но следует принять во внимание что, благодаря чрезвычайно быстрому увеличению чи сленности населения и благодаря быстрому росту про мышленности, еще усилившемуся в связи с войной, внутренний рынок этой страны до чрезвычайности рас ширился, так что можно предположить, что он компен сирует возможное увеличение добычи леса в южных штатах. Настало время для России использовать благо приятные конъюнктуры лесного рынка, а из всех районов России Оломур находится в наилучших условиях, ибо его лесные богатства до сих пор еще мало использованы и, согласно сказанному, их легче всего поставить в самый тесный контакт с центральными рынками Запад ной Европы. Использованию этих исключительно благоприятных конъюнктур сильно помешало то обстоятельство, что на севере, и в частности на Оломуре, леса в главной своей массе принадлежали казне. Если в 4 уездах Олонецкой губ. около трети лесов и принадлежало кре стьянам, то они в своем использовании лесов были свя- *) М. Ткаченко. Леса, лесное хозяйство и древообрабатывающая промышленность Северо - Американских Соединенных Штатов, стр. 109—112. эаны распоряжениями казенного управления лесами. Что касается царского правительства, то оно проявляло чрезвычайную инертность в использовании громадных естественных богатств страны, и в этом одна из глав- ных причин мертвенности русского севера. Правитель- ство создало лесоохранительный закон и лесоохрани- тельные комитеты. Но в то же время на севере Рос сии миллионы десятин леса гпили на корню. Для за- претительной деятельности пе требуется творчества, но творчество нужно для положительной работы. Правда, за последние десятилетия замечался значительный подъем в деятельности казенного Лесного Управления. Работы по лесоустройству велись сравнительно с преж- ним временем в усиленном темпе. Однако, та грандиоз- пая работа, которая предстоит в ближайшем будущем, не стоит ни в каком соответствии с тем, что до сих пор делалось в сфере лесного хозяйства. С некоторых точек зрения сохранение лесов в руках казны является моментом благоприятным. Но благоприятные конъюнк туры для русского лесного хозяйства, вероятно, удастся целиком использовать лишь при условии привлечения к лесному делу частной предприимчивости и капитала х). Проф. В. В. Беруцкус. г) Окончание этой статьи, исследование о сельско-хозяйствеи» ных перспективах Оломура, содержится в издаваемом Мурман ской железной дорогой сборнике: „Естественные производитель- ные силы района Мурманской ж. д.". К вопросу о земдеде/меекой кодонизадййв Щурманеко -Одонедкомкрае- Колонизационное значение Мурманской железной дороги в настоящее время является общепризнанным, и сама жизнь настоятельно требует скорейшего осуще ствления колонизационных мероприятий, в целях во влечения в экономический оборот страны всего про резываемого ею Мурманско-Олонецкого края, от при роды щедро одаренного естественными богатствами, лежащими как в недрах, так и на земной поверх ности. Экономическое завоевание этих природных ре сурсов потребует привлечения к этому делу большого количества рабочей силы. Удовлетворить эту потребность за счет местного населения рассчитывать не приходится, так как плотность населения Повенецкого, Кемского и Александровского уездов, в среднем, не превышает 0,78 ч. на квад. версту да и наиболее населенные пункты района тяготения дороги зачастую отстоят от ее линии на до вольно значительном расстоянии. Пример прошлого по казывает, что единственно развитая эксплоатация лес ных богатств постоянно испытывала недостаток рабочих рук и не могла вследствие этого должным образом раз виваться. Следовательно, нужен прилив населения от куда-то извне, и для того, чтобы деятельность такого пришлого населения была продуктивна, чтобы само оно . было органически связано с местом работы, нужно условия его существования на новом месте сделать вполне благоприятными создать ему прочное оседлое положение. Мурманской дороге по горькому опыту, как, пожалуй, никому другому, известно, что значит от сутствие постоянных линейных работников и каким тяжелым бременем ложится на дорогу переходящий элемент командированных. Это привлечение населения и его устройство сообразно с предопределенным напра влением приложения его труда и есть основа колони зации. Попытки привлечения населения в Мурманский край делались и раньше. В 1864 г. на Мурман нача лось переселение финнов и норвежцев, очень скоро обзаведшихся полным хозяйством. В последующие годы 1868, 1876, 1890 правительством был дан ряд льгот переселенцам на Мурман, организована ссудная помощь.. Однако, меры эти носили характер полумер и никакого практического результата не дали. Хотя в 70-х годах прошлого столетия министром государственных иму- іцеств было отдано распоряжение „приискать места, годные для переселения “, но распоряжение это выпол нено не было и изыскания колонизационного фонда не производились. Что касается выдачи ссуд, то прави тельство выдавало переселенцу-рыбаку 300 —350 руб. ссуды, тогда как хозяйственное обзаведение обходилось ему не менее 750 руб., при этом ничего не делалось в отношении создания благоприятных условий существо вания, оборудования средств сообщения, медицинской помощи и т. п. Предоставление переселенцам льгот беспошлинной торговли повело к тому, что многие бро* сили свое основное занятие и скупали в Норвегии рыбу и крепкие напитки. Принимая это во внимание, в на стоящее время обязательно всемерно наблюдать, чтобы мероприятия колонизационного характера в Мурманско- Олонецком крае отнюдь не носили характера полумер,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz