Вестник Мурмана. 1923, N7.

4 ВЕСТНИК №7 . огромную сеть водных сообщений, которая могла бы, казалось, служить одним из дальнейших факторов раз­ вития торгово-промышленной жизни края, в действи­ тельности же дают нечто, если и не противоположное этому, то во всяком случае свидетельствующее, что исключительно благоприятные для водного сообщения условия до сих пор остаются неиспользованными и в малой степени. Если по считать Онежского и Ладож­ ского озер, pp. Ссири, Вытегры и Ковжи, то относи­ тельно всех остальных сотен рек и озер приходится констатировать тот факт, что они остаются даже не­ исследованными, хотя бы самым новерхпостным обра- зом. Водная сеть Олонецкой губернии остается, пока- что, в том самом виде, в каком она была от века и скрытые в ней могучие силы, способные питать разви­ тую промышленность, остаются мертвыми в самом пря­ мом смысле слова*. В результате только в бассейне Свпри силав с мест вырубки производится плотами. На всем огромном про­ тяжении северных уездов, реки отличаются в большей или меныней степени извилистостью и порожистостью. При отсутствии каких бы то ни было приспособлений но урегулированию рек, приходится сплавлять лес или россыпью или в кошелях, что в несколько раз удоро­ жает сплав, а часто делает к всю эіхсплоатацшо иного массива невыгодной. Кемский уезд в отношении рек едва ли не лучше обслужен, чем уезды Олонецкой губ. Он обладает на западе громадной системой озер, из которых реки текут к Белому морю. Эги реки в особенности, Кемь и Выг, в большей или меньшей степени используются для сплава. Но в виду их сильной порожистости затрудне­ ния здесь еще более значительны, чем на юге. Чрезвычайно важным обстоятельством, сильно пони­ жавшим ценность всех северных лесов Оломура было то, что на мелкие сортименты леса имелся спрос только в Лодейнопольском и Олонецком уездах, откуда он легко сплавлялся в Петроград. В остальных уездах, откуда сплав леса в Петроград затруднителен, спрос имелся единственно только на пиловочный материал, толщиною не меньше 7Ѵ2 вершков ')■ В особенности, это следует сказать иро бассейн Белого моря, в состав коего входят не только уезды Архангельской губ., но и более чем па две трети и площадь Повенецкого уезда. Точно также и в направлении к финляндским сплавным путям мог идги только крупномерный лес. Это чрезвычайно понижало ценность северпых лесов. Поэтому проведение Онего-Беломорского водного пути имело бы прежде всего громадное значение для лес­ ного дела на севере. „Такса па лес и его продажная цена в беломорском районе", говорит знаток местного края А. Ф. Шидловский 2), „значительно ниже цен онежского района; открытие нового пути для сплава к балтийскому району по каналу прежде всего повысит таксовую стоимость сырорастущего леса до 50°/о, что значительно увеличит доходность лесничеств Повенец­ кого уезда и даст ежегодно казне сумму около мил­ лиона руб. только по таксе, не считая надбавки при продаже с торгов. Кроме того, от эксплоатации мерт- ’) Олонецкая губ. Стат. спряв., стр. 16і. 2) А. Ф. Шидловский. Онего-Беломорсиий водный путь, стр, 7—8. вого леса, который в настоящее время не имеет ника­ кого сбыта, казна будет получать ежегодно не менее 200 тысяч рублей. При этом принимается в расчет лишь самое незначительное количество отпуска лесных материалов из казенных владений Иояенецкого уезда. Вся же лесная площадь уездов—Повенецкого,. Олонец­ кой губ., а также Кемского уезда, Архангельской губ., тяготеющая к системе канала, может дать казне еже­ годно валового дохода пе менее 3 .500.000 руб. Из Тихвиноборской дачи Повенецкого уезда, при начале открытия канала можно было бы продать одной березы, пе имеющей пока сбыта, на сумму около миллиона руб.“. Нельзя думать, что с проведением железной дороги надобность в этом канале отпадает. Для такого гро­ моздкого груза, как не обработанный лес, дешевый водный путь будет всетаки выгоднее, а железная дорога будет достаточно обеспечена и более цепными грузами. То полное пренебрежение, в котором сплавные реки оставлены в России, стоит в резком контрасте с тем исключительным вниманием, которое этому делу уде­ ляется в соседних государствах. В Швеции расчищены пе только все крупные реки, но для сплава приспо­ соблены даже сравнительно мелкие протоки. На боль­ ших реках взрывают камни; устраиваются обводные каналы для обхода порогов и водопадов, укрепляются подмываемые берега и т. п. У устья рек устраиваются специальные приспособления для сортировки леса. На мелких реках для регулирования в них уровня воды устраиваются дамбы. Мало того, многие мелкие реки могли быть использованы для сплава единственно только при помощи деревянных или даже железных акведуков, через которые проходит лес. Даже такие, сравнительно дорогие, приспособления для сплава оказываются оку­ пающимися ’). Также внимательно относится к своим водным путям Финляндия. В настоящее время Фин­ ляндия располагает 10.000 кил. благоустроенных путей для сплава. Достаточно указать, что на прокладку одного только канала для сплава леса между озерами Улео и Сикайоки, финская казпа затратила 400.000 марок 2), Между тем русское казенное лесное хозяйство не затрачивало до 1909 г. даже 5 тысяч руб. в год на регулирование всех сплавных рек России, и только в 1910 г. этот бюджет достиг 20.000 р. 3). Разумеется соответствующие результаты должно давать и лесное хозяйство той и другой страны. На ряду с регулированием водной системы леса Оломура нуждаются также и в лучшем надзоре. Сей­ час до воловины сосновых лесов Олонецкой губ. носят на себе признаки влияния лесных пожаров, выражаю­ щегося в изреженности насаждений 4). Доходность лесного дела зависит не только от пра­ вильного использования лесов, по и от того, в какой форме выходит лесной материал на рынок, в сыром или обработанном виде. В соответствии со слабым развитием лесопромыш­ ленности численность лесопильных заводов очень скромна. Во всей Олонецкой губ. (включая и три восточных *) Guinchard, 2-ег Т., стр. 217—2і9. -’) Atlas de Finlande, 1910. Т. 1. Carte № 14 V, стр. 42. 3) Леса сев* ра и их главнейшие нужды, стр. 82. 1) Олонецкая губ. Статист, справ., стр. 146.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz