Вестник Мурмана. 1923, N7.

№ 7. ВЕСТНИК 17 удалось положить начало развитию и укреплению хоз- базы во многих отношениях,— все это никак нельзя еще считать далее частичными ядостижениями “—ито только более или менее удачное начало той настойчивой и планомерной работы в этом направлении, которую ставит перед собой Культотдел по части снабжения. Совершенно особняком стоит вопрос строительный. В этом направлении пока еще не сделано ничего. На протяжении всей дороги можно насчитать не более двух школьных и 2-х клубных помещений, соот­ ветствующих (и то относительно) современным требова­ ниям этого вида строительного искусства. Остальные школы, общежития, клубы н библиотеки помещаются в старых бараках, в фанерных домах или просто са­ раях (иногда с фантастическими пристройками из полу­ разрушенных вагонов). Винить кого-либо в столь печальном положении вопроса о школьных и клубных помещениях на Мур­ мане—не приходится. Кто знает условия постройки этой дороги-скороспелки, ее дальнейшие эксплоатацион- ные перипетии и невзгоды военного характера — тот поймет и причины, приведшие к такому положению. Трудно требовать постройки новых школьных и клуб­ ных зданий, когда нет самых элементарных жилищ для рабочих, когда станции и службы дороги, вместо зданий, помещаются в теплушках... Но 1923 год, по всем рисующимся перспективам— будет переломным и в этом отношении. По скольку Правление будет твердо итти по пути канадизации и колонизации прилегающего края, изжития командировочной системы и текучести рабсилы— по пути всемерного укрепления технически-производственных сил дороги и твердого обоснования ее государственного зна­ чения и коммерческой самостоятельности, но стольку весна настоящего года должна будет служить началом шарокого многолетнего строительного периода. Вот тут-то Культотделѵ и надо быть па-чеку. На-чеку— и на-готовс. Готовность - должна выражаться j : разработке, в срочном порядке подробного плана —минимум строи­ тельных работ по культучреждениям на всех участках дороги и составлении, согласно этого плана, совместно со Службой Пути, соответствующих строительных смет и смет на оборудование. Бдительность же Культотдел должен проявить в том. чтобы план и сметы эти были своевременно проведены через Дорсовет по Просвещению, Технические Сове­ щания при Начальнике дороги и включены в разверстку кредитов Службы Пути (согласно Бюллетеня НКПС № 97 - 1922 г.)—и чтобы не пропустить ни одной воз­ можности к реальному проведению этого плана в жизнь. Несуразно было бы надеяться на то, чтобы этот план мог быть полностью проведен в течение одного или даже двух трех ближайших строительных сезонов. Нельзя требовать и первоочередности и преимуще- ственности во времени его осуществления, по отноше­ нию к планам других гражданских построек дороги. Но можно и должно—проводить ту мысль, что по­ стройка школ и клубов должна итти параллельно и не отставая от всех других видов дорожных построек. Этого властно требуют государственные интересы Наркомпроса (временно соединившего свою смету по культработе на транспорте со сметой НКПС), этого требуют и интересы ГІроф-Союза и, наконец, к этому клонится правильно понятая колонизаторская политика, проводимая Правлением дороги. Впрочем— специфическое врачевание „больной“ школы и ,,больного'* клуба в этом последнем отноше­ нии должно вестись не самостоятельно нами, а под ближайшим руководством компетентных органов Нар­ компроса, причем необходимый ближайший контакт п этой работе вполне обеспечивается обоюдным вхо­ ждением представителей Наркомпроса в Дорожный и Районные Советы по Просвещению, а представителей Культотдела (в центре и на местах) в соответствующие Коллегии ГУБОНО и УОНО. Эти вопросы „ специфического“ лечения школы и рабочего клуба в специальных условиях транспортной культработы вообще, или Мурманской губернии и Ка­ рельской Трудовой Коммуны в частности —найдут себе освещение в ряде отдельных статей и заметок, на стра­ ницах этого же журнала. Обсуждение всех этих вопросов—дело ближайшего будущего. Оно будет тем основательнее и компетентнее, по скольку при этом будут правильно учтены и те результаты, которые даст широко предпринятое сейчас обследование руководящими работниками Доркульта и Дорожного Совета по Просвещению работы Учкультов, Районных Советов и Главных Культѵчреждеиий на местах. В. Звенев. ПО О БЛ A C T На пленуме Кариеполкома. {От собств. корреспондента). Президиумом Кариеполкома, по случаю проезда через Каркоммуну Уполнаркомпути Мурманской жел. дор., было назначено специальное пленарное заседание Исполкома, посвященное обсуждению доклада о состоянии дороги и деятельности Правления. Выступивший на пленуме Кариеполкома с докладом Председатель Правления Мурманской жел. дор. указал, что Н. К. 11. С. после Нэп'а наметил следующую линию: 1) Несмотря на тяжелое положение транспорта послед­ ний подлежит восстановлению исключительно собствен­ ными средствами. Привлечение иностранного капитала к транспорту недопустимо. 2) В отличие от старой политики экстерриториальности жел. дор. необходима полная увязка хозорганов с транспортом. 3) Нужно вернуться к - некоторым старым формам управления транспортом с соответствующим изменением их сущ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz