Вестник Мурмана. 1923, N7.

№ 7. ВЕСТНИК 13 роль исполнительная и инициативная" (?) и т. д. и проч. На всем протяжении статьи эти понятия идут рука об руку и оставляют в п е ч а т л е н и е чего-то неопреде­ ленного, недосказанного... Кажется (но не утверждаем), как будто автор, при всей симпатии к мыслям первой категории, колеблется на них остановиться или опа­ сается высказать решительно эту смелую идею нового соотношения государственных учреждений на почве практической колонизаторской их деятельности на ме­ стах. Если так, то мы позволяем себе продолжать, что мы в интересах высокой государственной важности пред­ приятия Мурманской железной дороги, во имя тех не­ сомненных благ, какие нам сулит это предприятие в нашем настоящем положении экономического кризиса, должны смело и решительно перейти Рубикон. Мы должны знать, что консерватизм, бюрократизм и прочие низмы“, пустили в нашей жизни самые глубокие корни, которые, несмотря на глубочайшие потрясения рево­ люции, не скоро удастся вырвать. Это—чудовищные многоголовые гидры, которые обладают удивительною жизненностью и приспособляемостью к условиям мо­ мента. Если мы не станем на этот путь, мы не достиг­ нем пи координированности действий с другими ведом­ ствами, ни экономии сил, ни концентрации наличных средств и возможностей, о которых совершенно спра­ ведливо говорит автор, а между тем, это чрезвычайно необходимо, иначе не избежать и бесполезного и непро­ изводительного параллелизма в работе, не избежать, словом, всего того, что сейчас делается на Мурмане (на деле, а не на бумаге)... Пишущий эти строки на своем многолетнем опыте работы на Мурмане (с 1911 г.) по разным отраслям жизни (культурно-просветительном, рыбно - зверином и др.), вынес самое глубокое убеждение в пагубности ведомственной о т с е б я т и н ы (если так можно выра­ зиться) и отсутствия координированности в работе и потому считает своим долгом резко это отметить и ука­ зать корень этого зла. Наша глубокая провинция, и в особенности Мурман, представляет благоприятные усло­ вия для всяких нелепых превращений, но главной ви­ димой причиной подобного явления в старое и новое время, являлось отсутствие полномочного учреждения или лица, которое бы объединяло все ведомства, да­ вало бы их работе определенное общее направление и связывало бы их в тесную дружную силу при выпол­ нении отдельных заданий. Наоборот, наблюдалось, что главные представители ведомств понемногу выростлли в египетских фараонов и маленьких царьков и нередко, во имя ложно понимаемого своего авторитета, причи­ няли явный вред другому ведомству, тормозили безна­ казанно его работу и в лучших случаях относились совершенно безучастно к „чужой“ работе, хотя бы это участие вызывалось государственными интересами. „Не приказано"— вот чем оправдывали свое преступление. Можно было бы привести массу курьезных примеров из недавнего даже прошлого Мурмана, но не следует уклоняться в сторону... Вот с этими „провинциальными мелочами по вы­ ражению Глеба Успенского, придется серьезно считаться Мурманской дороге в ее высоко-государственной коло­ низаторской роли, если она не будет иметь права в нужных случаях и „приказать*, если „не будет ума­ лена роль других государственных учреждений". Сло­ вом, мы считали бы принципиально необходимым и жизнен­ ным, чтобы дорога стала во г л а в е особо регламенти­ рованного юридического лица по эксплоатации Мур­ мана, в которой все другие ведомства доляаш получить соответственные исполнительные роли. 3. Рассуждения автора об эксплоатации богатств края в полосе отчуждения жел. дор. и вне ее ну­ ждаются, по нашему мнению, также в пояснениях и прежде всего эти две сферы работы должны быть строго разграничены. В первом случае дорога является „самодовлеющей" организацией (выражаясь отвлеченным термином), во втором —известный план- работы дорога осуществляет под своим руководством с помощью тех государственных учреждений и общественных органи­ заций, участие которых обусловливается выделением в их пользу известной доли из получаемых выгод. 4. Наконец, необходимо поговорить и о самом су­ щественном—о плане работ на территории Мурмана вообще и в полосе отчуждения в частности. ІІа всем пространстве разбираемого журнала „Вестник Мурман- - ской жел. дор.“ (№ 1) авторы подробно говорят о богатствах края и возможностях их эксплоатации (мате­ риал информационный), но почти пе разрешают органи­ зационных задач, за исключением статьи г. Панова по вопросу культурно-просветительной работы. Такое поло­ жение, независимо от мотивов, является существенным пробелом, способным поколебать о с н о в н у ю и н о ­ в ую задачу дороги. Не подлежит сомнению, что все сказанное почтенными авторами по эксплоатации Мур­ мана не будет сразу же достигнуто, а будет разложено на периоды, более или менее продолжительные,—говоря иначе— потребуется в мобилизации наличных средств и возможностей некоторая хронологическая последователь­ ность в строгом соответствии с местными и общегосу­ дарственными условиями. Такая лее последовательность потребуется и в объеме эксплоатации—масштабе пред­ приятия как в полосе отчуждения, так равно и вне этой полосы. В том и другом отношении должен быть составлен или нриступлено к составлению самым серьез­ ным образом, во всеоружии, как говорится, всех мате­ риалов э к с п л о а т а ц и о н н о г о п л а н а работ. Он необходим также, как необходим план вообще во вся­ ком техническом сооружении. Вне плановая— беепро- граммная промышленная работа ведет только к неудач­ ным экспериментам, к непроизводительному расходованию живого и мертвого инвентаря, к общей растерянности н проч., дающим в результате провал. Мы имеем из недавнего прошлого Мурмана печальные примеры бес- программной работы и это должно быть для нас доста­ точно убедительным, чтобы больше не отправляться туда с хорошими идеями, но с белым листом бумаги в руках. Дорога в этом убедиться может и из собственного примера по организации рыбных промыслов. Если она с самого же начала терпела неудачу в этом начинании и до сего времени не достигла желательных результатов, то это следует приписать не отсутствию здоровой идеи и красивых описаний, а исключительно о т с у т с т в и ю п л а н а р а б о т , естественным последствием которого явились н е у д а ч н ы е п о д х о д ы к де лу .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz