Вестник Мурмана. 1923, N7.
№ 7. ВЕСТНИК 13 роль исполнительная и инициативная" (?) и т. д. и проч. На всем протяжении статьи эти понятия идут рука об руку и оставляют в п е ч а т л е н и е чего-то неопреде ленного, недосказанного... Кажется (но не утверждаем), как будто автор, при всей симпатии к мыслям первой категории, колеблется на них остановиться или опа сается высказать решительно эту смелую идею нового соотношения государственных учреждений на почве практической колонизаторской их деятельности на ме стах. Если так, то мы позволяем себе продолжать, что мы в интересах высокой государственной важности пред приятия Мурманской железной дороги, во имя тех не сомненных благ, какие нам сулит это предприятие в нашем настоящем положении экономического кризиса, должны смело и решительно перейти Рубикон. Мы должны знать, что консерватизм, бюрократизм и прочие низмы“, пустили в нашей жизни самые глубокие корни, которые, несмотря на глубочайшие потрясения рево люции, не скоро удастся вырвать. Это—чудовищные многоголовые гидры, которые обладают удивительною жизненностью и приспособляемостью к условиям мо мента. Если мы не станем на этот путь, мы не достиг нем пи координированности действий с другими ведом ствами, ни экономии сил, ни концентрации наличных средств и возможностей, о которых совершенно спра ведливо говорит автор, а между тем, это чрезвычайно необходимо, иначе не избежать и бесполезного и непро изводительного параллелизма в работе, не избежать, словом, всего того, что сейчас делается на Мурмане (на деле, а не на бумаге)... Пишущий эти строки на своем многолетнем опыте работы на Мурмане (с 1911 г.) по разным отраслям жизни (культурно-просветительном, рыбно - зверином и др.), вынес самое глубокое убеждение в пагубности ведомственной о т с е б я т и н ы (если так можно выра зиться) и отсутствия координированности в работе и потому считает своим долгом резко это отметить и ука зать корень этого зла. Наша глубокая провинция, и в особенности Мурман, представляет благоприятные усло вия для всяких нелепых превращений, но главной ви димой причиной подобного явления в старое и новое время, являлось отсутствие полномочного учреждения или лица, которое бы объединяло все ведомства, да вало бы их работе определенное общее направление и связывало бы их в тесную дружную силу при выпол нении отдельных заданий. Наоборот, наблюдалось, что главные представители ведомств понемногу выростлли в египетских фараонов и маленьких царьков и нередко, во имя ложно понимаемого своего авторитета, причи няли явный вред другому ведомству, тормозили безна казанно его работу и в лучших случаях относились совершенно безучастно к „чужой“ работе, хотя бы это участие вызывалось государственными интересами. „Не приказано"— вот чем оправдывали свое преступление. Можно было бы привести массу курьезных примеров из недавнего даже прошлого Мурмана, но не следует уклоняться в сторону... Вот с этими „провинциальными мелочами по вы ражению Глеба Успенского, придется серьезно считаться Мурманской дороге в ее высоко-государственной коло низаторской роли, если она не будет иметь права в нужных случаях и „приказать*, если „не будет ума лена роль других государственных учреждений". Сло вом, мы считали бы принципиально необходимым и жизнен ным, чтобы дорога стала во г л а в е особо регламенти рованного юридического лица по эксплоатации Мур мана, в которой все другие ведомства доляаш получить соответственные исполнительные роли. 3. Рассуждения автора об эксплоатации богатств края в полосе отчуждения жел. дор. и вне ее ну ждаются, по нашему мнению, также в пояснениях и прежде всего эти две сферы работы должны быть строго разграничены. В первом случае дорога является „самодовлеющей" организацией (выражаясь отвлеченным термином), во втором —известный план- работы дорога осуществляет под своим руководством с помощью тех государственных учреждений и общественных органи заций, участие которых обусловливается выделением в их пользу известной доли из получаемых выгод. 4. Наконец, необходимо поговорить и о самом су щественном—о плане работ на территории Мурмана вообще и в полосе отчуждения в частности. ІІа всем пространстве разбираемого журнала „Вестник Мурман- - ской жел. дор.“ (№ 1) авторы подробно говорят о богатствах края и возможностях их эксплоатации (мате риал информационный), но почти пе разрешают органи зационных задач, за исключением статьи г. Панова по вопросу культурно-просветительной работы. Такое поло жение, независимо от мотивов, является существенным пробелом, способным поколебать о с н о в н у ю и н о в ую задачу дороги. Не подлежит сомнению, что все сказанное почтенными авторами по эксплоатации Мур мана не будет сразу же достигнуто, а будет разложено на периоды, более или менее продолжительные,—говоря иначе— потребуется в мобилизации наличных средств и возможностей некоторая хронологическая последователь ность в строгом соответствии с местными и общегосу дарственными условиями. Такая лее последовательность потребуется и в объеме эксплоатации—масштабе пред приятия как в полосе отчуждения, так равно и вне этой полосы. В том и другом отношении должен быть составлен или нриступлено к составлению самым серьез ным образом, во всеоружии, как говорится, всех мате риалов э к с п л о а т а ц и о н н о г о п л а н а работ. Он необходим также, как необходим план вообще во вся ком техническом сооружении. Вне плановая— беепро- граммная промышленная работа ведет только к неудач ным экспериментам, к непроизводительному расходованию живого и мертвого инвентаря, к общей растерянности н проч., дающим в результате провал. Мы имеем из недавнего прошлого Мурмана печальные примеры бес- программной работы и это должно быть для нас доста точно убедительным, чтобы больше не отправляться туда с хорошими идеями, но с белым листом бумаги в руках. Дорога в этом убедиться может и из собственного примера по организации рыбных промыслов. Если она с самого же начала терпела неудачу в этом начинании и до сего времени не достигла желательных результатов, то это следует приписать не отсутствию здоровой идеи и красивых описаний, а исключительно о т с у т с т в и ю п л а н а р а б о т , естественным последствием которого явились н е у д а ч н ы е п о д х о д ы к де лу .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz