Вестник Мурмана. 1923, N7.

12 9 ВЕСТНИК № 7. Большой экономический поход на Север. (Вместо письма в Редакцию ’). Но телу нашего богатого и красивого Севера про­ шел живой нерв жизни — давно желанная железная дорога. Пора проснуться богатырю - молодцу, обнажить пред нами свои скрытые сокровища и строить общее революционно-народное богатство. Ты видел в старину много обид п небрежения, тебя раздирали и расхищали, по тебе еще недавно под шумок делали неудачные эксперименты, твое гордое самолюбие было оскорблено, но забудем прошлое: Россия— страна ошибок и великих подвигов. Мы сожалеем, что ошибались, но на ошиб­ ках мы привыкли учиться. Мы начинаем с сего года говорить с тобой серьезно и посвящаем тебе, наш мо­ гучий богатырь, свой журнал „Вестник Мурманской железной д о р о г и Э т о т в е л и к и й р ы ч а г п р а в д ы на этот раз, поможет тебе подняться на ноги, а совре­ менен станешь и во весь свой богатырский рост. Твои старые друзья понесут туда свои крупицы истины и тебе ежедневно будет дано знать об этом паровым свистком. Это будет наш условный знак, наш голос, который пусть свидетельствует тебе, что мы много ду­ маем о тебе и еще больше надеемся на тебя. На такие приятные мысли навел старого мурманца „Вестник Мурманской железной дороги", открывший большой культурный поход на Север. Да, мы пред целым миром покрыли себя позором, что забросили на целое тысячелетие богатейшую страну; нам не смыть этого позора и не вернуть упущенного времени, но наш долг в данный момент п о л о ж и т ь к о н е ц п е ч а л ь н о м у н е д о р а з у м е н и ю с С е- в е р о м. Пора понять, что рельсовый путь к берегам неза­ мерзающего океана—величайший фактор нашей поли­ тической и экономической жизни, долженствующий занять наряду с всеобщим пробуждением народного самосознания основное положение в последующей истории страны. Надо это о с о з н а т ь и углубить так же, как это необходимо в отношении завоеваний Революции. Без этого дорога будет влачить жалкое существование в безлюдной тундре и скрипеть на все ржавые колеса. Голос Мурманской железной дороги — не пустой звук и не измышление фантазии, а повелительное требование самой жизни, с которой компромиссы не приводят никогда к желанным целям. Предложение Мурманской жел. дор. является и с к л ю ч и т е л ь н о серьезной темой во всей истории Российского железно­ дорожного строительства. Но недостаточно одного предложения, хотя бы в вы­ сокой степени и государственного по значению и сме­ лого по размаху, каковым, действительно, является проект „канадизации" Мурманской жел. дор. Необхо*) Не отрицая справедливости некоторых замечаний гр. Код- заева, Редакция считает необходимым указать, что Вестника, вышедшие вслед за № 1, содержат уже и конкретно-осязательные предложения эксплоатации края. Централизация же (уничтожены Районы) и планомерность с самыми жесткими формами ее осуществления поставлены сейчас во главу угла работы Правления дороги. Редакция. димо разрешить массу практических вопросов, нераз­ рывно связанных с основной идеей п указать пути осуществления дела применительно к особым условиям края и наличным возможностям переживаемого момента. Только при этом условии, нам кажется, идея приобретет п о л н у ю жизненную силу и привлечет активные силы к работе, и равно облегчит правительству оказывать дороге ту именно поддержку, без которой работа не может двинуться с места. Сотрудничество в этом направлении предусматри­ вается редакцией журнала и нельзя не признать это приглашение весьма целесообразным. На этом основа­ нии мы позволяем себе высказать некоторые сообра­ жения, которые подсказывает нам многолетний опыт работы на Мурманске. Руководящей статьей по содержанию п занимаемому месту является безусловно статья гр. Чиркина („Кана- дизация Мурманской железной дороги*). Ясно, что почтенный автор популярной книги „Пути развития Мурмана“ душой слился с материалом и умел мастер­ ским его изложением очень увлечь читателя. Не избе­ жал этой участи и пишущий эти строки; но когда остынешь и поищешь в статье разрешения программных вопросов, то окажется, что кое-чего в а лен о го не достает, а именно: 1. Автор нигде и не единым словом не обмолвился о роли местного населения—о поморах и мурманских колонистах. Не место в маленькой статье распростра­ няться па эту серьезную тему, но сказать надо, что наше поморское п отчасти мурманское население по своему исключительному прошлому, по своей выносли­ вости, отважности и сообразительности является трудо­ вой силой о с о б е н н о й и заменить ее в занятиях этого края пока не кем. Не использовать эти велико­ лепно приспособленные к тяжелым условиям Севера крепкие человеческие силы нельзя, а, следовательно, в первую голову и следует о них говорить. Мы имеем из истории крупных государственных начинаний на Мурмане за последнее время яркие при­ меры игнорирования этой местной силы и неправиль­ ных к ней подходов, которые дали весьма печальные и отрицательные результаты, поучительные для последую­ щих начинаний. Этой ошибки не должно быть в новом нашем большом экономическом походе на Север. 2. Пионерское начинание Мурманской ж. д. наш автор строит по образцу Канадских л;ел. дор., но до­ пускает коррективы применительно к местным условиям и политическому строю государства. Это совершенно справедливо и не может вызвать возражений, но по­ яснения, сделанные автором на эту тему, не покрывают его предпосылок. С одной стороны, „дорога доллша стать главной экономическою осыо края, слолсным про­ мышленно - транспортным предприятием, а к т и в н ым , о с н о в н ым , р у к о в о д я щ и м “ и т. д., с другой—в пользу такого пололсения дороги „не доллша быть ума­ лена роль других государственных учреждений и орга­ низаций"... ^Железной дороге доллша принадлежать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz