Вестник Мурмана. 1923, N7.
№ 7. ВЕСТНИК 9 ных строений поставлен сруб для жилого дома, по закончить постройку не удается из- за недостатка в строи тельном материале. Кроме несения службы по околотку и работы в собственном хозяйстве, описываемому пере селенцу приходится еще много работать на стороне, отрабатывая за наем у карел лошади для обработки земли и подвозки бревен для постройки усадьбы. Этот труженпик заслуживает особого внимания, как проявляю щий особую хозяйственную активность и энергию, обра батывая сравнительно большую площадь, не имея даже самых необходимых орудий и собственной лошади. Это только два примера, достоверно устанавливающих наличие стремления к сельско-хозяйственному оседанию в полосе дороги при наличии известного запаса энергии и ини циативы среди заселыциков. Кроме того, уместно будет отметить, что по данным последней переписи железно дорожного населения на участках Полярный Круг— Медвежья Гора оказывается имеющих огороды */3 общего числа переписанных служащих, а отсюда, принимая также во внимание вышеизложенное, можно констатиро вать начало окультурения непосредственно прилегающих к дороге доселе совершенно пустынных земельных про странств. Не безынтересно отметить также уже некоторое культурное влияние скромных хозяйств железнодорож- ников на хозяйства местного старожильческого насе ления. Так, глядя на их огороды, старожилы стали совер шенствовать свои, а. например, в поморском селении Черная речка (около станции Полярный Круг) старо жилы стали разводить картофель в своем хозяйстве только с того времени, как увидели его на огородах железно дорожников. Таким образом, колонизация края уже началась и уже имеет свои, далеко не полностью учитываемые, культурные последствия. Ближайшей задачей является развитие хозяйственной деятельности отдельных коло низаторов и приведение этой деятельности в одно русло государственной целесообразности и общенарод ного благосостояния. Недостаток средств едва ли может позволить дороге сразу лее приступить к началу ши роко поставленной мелиорации, но на первое время она может проявить колонизационную деятельность изысканием земельного фонда, частичной его подго товкой и мерами всемерного поощрения самодеятель ности и хозяйственной предприимчивости железно- доролшиков, а также и .прочих заселыциков. Меро приятия эти должны коснуться прежде всего регламен тации земельно-правовых норм заселыциков, дабы тем самым дать им уверенность, что хозяйственная их деятельность не является временной и понесенные труды не явятся напрасными. Устраивающему свое хозяйство железнодорожнику необходимо обеспечить службу на данной станции и совершенно прекратить переводы по службе с одной станции на другую агентов, хозяйственно устроившихся. Как показывают резуль таты последних обследовании, многие служащие дороги избегали разделывать земли лишь из боязни перевода по службе в другое место, имея в виду случаи, когда такой перевод совершенно разрушал уже начатое хозяйство. Далее, мероприятия дороги должны быть направлены к распространению среди железнодорожного населения сельско-хозяйственных знаний, к осведомле нию населения о пользе мелиорации приемами ее осу ществления, к организации племенных рассадников и инструктирования по животноводству и к оказанию агрономической помощи. Наконец, к такого же рода мероприятиям следует отнести организацию ссудной помощи в смысле предоставления в кредит средств на производство мелиорации, снабжение строительными материалами, живым и мертвым инвентарем, семенами и всем вообще для хозяйства необходимым оборудова нием, без какового труд заселыцика не может быть достаточно производительным. При этом необходимо прочно установить условия п порядок кредитования, порядок и сроки погашения ссуд и, наконец, мате риальную и судебную ответственность за использование их не по назначению и их растрату. Все эти мероприятия в современных условиях должны почитаться совершенно неотложными, а раз витие сельского хозяйства, как основа быта — задачей первой очереди, выполнение которой послужит прочным фундаментом для колонизации промышленной. При на личии же средств незамедлительно следует приступить к мелиоративным и геодезическим работам, а также к строительству грунтовых подъездных к железной дороге путей, каковые явятся проводниками колони зации, создадут станциям районы тяготения, обеспечат железной дороге перевозку грузов в обоих направле ниях и дадут доступ к ныне зачастую недосягаемым естественным рессурсам. Вместе с этим, нельзя упускать из вида, что затраты на дело колонизации пе являются простым расходова нием средств, а, как это уже доказано опытом Аме рики и нашим в Сибири, целесообразным и с точки зрения народно-хозяйственных интересов выгодным по мещением капитала. Потулов. ЮжнаяКаредияиЦрио Сельеное хозяйство. С е л ь с к о е х о з я й с т в о в Юж н о й К а р е л и и находится в состоянии упадка сравнительно с прежним временем. Зависело это и здесь от тех же причин, что и в северной Карелии: от запрещения подсечной системы и развития более доходных лесных промыслов. В посдед- (Экономический очерк). (Продолжение), няе годы перед войной пахотной земли в Повенецком уезде было 3°/0, а в Петрозаводском— 6% ; сенокосных угодий в Повенецком— 5% ) Петрозаводском— 12°/0 всей удобной земли. В среднем на двор приходилось пашни: в Повенецком уезде — 2 дес., в Петрозаводском—2. Здесь, в этом числе были подсеки: в Повенецком уевде
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz